Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2023

Содержание

 

Философия 5.7

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Сколяр Ю. Н.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-11-21

Аннотация. 

Статья рассматривает принцип историзма в свете положений классической герменевтики: в историческую плоскость помещается история духовной и эмоциональной реальности. Герменевтический историзм выступает как процесс «развертывания» человека, в котором историческая жизнь определяется связью переживаний исторического и современного субъекта, автора и читателя.

Ключевые слова

понимание, историзм, предпонимание, герменевтическая методология, субъект, объект, переживание, бытие.

С. 11-21

   

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

  

открыть

ЭКРАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Корнеев А. Г.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-22-33

Аннотация. 

В статье обсуждается опыт и перспективы конвергенции гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний на базе визуального языка. Особое внимание уделяется феномену кинематографа как основному способу использования визуального языка. Автор стремится выявить философские основания кинематографа, осознание которых может способствовать оформлению киноведения как научной дисциплины, и с этой целью обращается к методологическим инструментам, позволяющим определить дисциплинарные и дискурсивные знания. К настоящему моменту киноведение представляет собой несколько слабо связанных между собой дискурсов, которые относятся преимущественно к сфере эстетики. Оформление этих дискурсов в научную дисциплину будет способствовать их вовлечению в конвергентные процессы, что, в свою очередь, может привести к изменениям в языке философии. Речь идет о широком использовании визуального языка, что откроет новые возможности научного исследования и повышения статуса гуманитарных наук. Особенности визуального языка показаны на примере использования иконологического метода, который обычно применяется для интерпретации живописных произведений.

Ключевые слова

экранное произведение, конвергенция, визуальный язык, методология, киноведение, иконология, гуманитарное знание.

С. 22-33

 

открыть

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Кондратьева С. Б., Маслаков А. С.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-34-44

Аннотация. 

В статье проведен анализ существующих этико-экологических концепций и осмысление поиска решения экологических проблем современности. В современном обществе все большую актуальность приобретает формирование экологического мировоззрения, способствующего кардинальному переосмыслению этической взаимосвязи человека и природы. Возникновение экологической этики в этом смысле расширяет границы этики как «совместного проживания», включая в нее не только отношение человека к человеку, но и отношение человека к природе, наделяя его нормами морали и нравственности, заменяя антропоцентристский и доминирующий характер человека по отношению к природе на партнерский и равноценный. Экологическая этика, как раздел прикладного этического знания, ставит своей задачей осмысление глобальных вопросов человечества, связанных с преодолением экологического кризиса и рассмотрение вопросов морали и нравственности применительно к деятельности человека по отношению к биосфере.

Ключевые слова

этика, экологическая этика, экологический императив, экологический кризис, экологическое сознание, экология и мораль.

С. 34-44

  

 

Психология 5.3

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Швецова М. Н                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-45-55

Аннотация. 

В статье рассматриваются взгляды зарубежных ученых на феномен «просоциальное поведение». Прослеживаются подходы в историческом контексте от религиозно-философских, биологических, генетических к социально-психологическим. Анализируется природа просоциального поведения в дихотомии альтруизм – эгоизм, описываются мотивы с точки зрения психологии личности.

Ключевые слова

просоциальное поведение, эгоизм, альтруизм, мотивы поведения.

С. 45-55

 

открыть

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В МИССИЯХ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Вербилов А. Ф., Опарин К. Ю.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-56-63

Аннотация. 

В статье рассмотрен ряд вопросов профессиональной адаптации сотрудников полиции к службе в составе миротворческих контингентов миссий ООН. Обсуждены проблемы, этапы и виды профессиональной адаптации. Приведены некоторые практические рекомендации, способствующие процессу адаптации сотрудника полиции к условиям службы в миротворческих миссиях.

Ключевые слова

сотрудники полиции, миротворцы, миссии ООН, адаптация персонала, этапы адаптации.

С. 56-63

 

 

Педагогика 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

МОДИФИЦИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛОГИКЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ И В НОВОЕ ВРЕМЯ

Колесов В. И., Холопова Е. Ю.,
Силенков В. И
.   
                                          
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-64-71

Аннотация. 

Авторами представленной статьи рассматривается важная и актуальная проблема модифицирования патриотизма в логике национальной идеи. В статье дан сравнительный анализ патриотического воспитания в Советском союзе и в настоящее время, отражено значение патриотического воспитания обучающихся и молодого поколения в современной России.

Ключевые слова:

национальная идея, патриотическое воспитание, воспитание человека, молодое поколение, образовательное пространство.

С. 64-71

 

 

открыть

КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ VS ПАРАДИГМА ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО И ТРАНСФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Попова А. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-72-83

Аннотация. 

В статье на основе сравнительного анализа юридических документов США и России, а также материалов научной дискуссии о содержании различных моделей компетентностного подхода рассматриваются особенности формирования знаний, умений и навыков в советско-российской традиции и системы профессиональных и коммуникативных навыков, созданных английскими и американскими специалистами. В статье автором анализируются модели передающей, порождающей и преобразующей педагогики, предложенные американской педагогической школой мировому сообществу; раскрывается содержание инновационной педагогики, предлагаемой отечественной психолого-педагогической школой. В результате проведенного анализа делается вывод об использовании технологий формирований умений и навыков советской педагогической школы при формировании современного компетентностного подхода, получившего развитие в системе среднего и высшего образования США и стран Западной Европы, в том числе в рамках Болонского процесса. Делается вывод о необходимости обращения к опыту советско-российской педагогической школы и инновационной педагогики для решения актуальных задач, стоящих перед Российской Федерацией по созданию уникальной национальной системы образования.

Ключевые слова:

педагогика, hard skills, soft skills, компетентностный подход, инновационная педагогика, преобразующая педагогика, передающая педагогика, порождающая педагогика, трансфессиональное образование.

С. 72-83

 

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
И ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Афанасьев В. В., Афанасьев И. В.,
Павленко А. А.
 
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-84-95

Аннотация. 

В статье осуществлен пропедевтический анализ литературных источников, открывающий доступ к заявленной проблематике на трех методологических уровнях – «философском», «общенаучном» и «частнонаучном». Такой подход позволяет более обоснованно подойти к изучению типологии применения метода моделирования в различных научных сферах, его терминологического аппарата, а также механизмов экстраполяции данного метода на любые, в зависимости интересов исследователя, сферы научного познания. Представлена методологическая конструкция для построения моделей гуманитарного характера, в рамках которой выделены три наиболее репрезентативные методологические установки, первая основывается на соотношении количественно-качественных характеристик моделируемого объекта, вторая нацелена на выявление его доминирующей тенденции развития или поведения, третья предписывает реализацию аналитико-синтетического подхода в процессе моделирования. Ключевым инструментарием в контексте концептуальных теоретических построений, отображенных в статье, используются аналогии в качестве иллюстрации степени эффективности исследуемого объекта в случае его представления в виде модели, сущностно-содержательный анализ подходов и процедур моделирования, прием типологии с целью решения вопроса о методологических признаках выделения типов моделируемых явлений и теория подобий в сочетании с многофакторностью и гибкостью исследовательских стратегий. Практическая значимость работы заключается в предоставлении алгоритмов и примеров построения конкретных психолого-педагогических моделей и рекомендаций о том, в каких направлениях целесообразно и научно продуктивно продолжать исследования в области моделирования изучаемых явлений и процессов.

Ключевые слова:

моделирование, методология моделирования, подходы к моделированию, модели, типы моделей, модели диагностики когнитивных стилей деятельности, алгоритм построения «гуманитарных» моделей, тип темперамента, психологический портрет.

С. 84-95

 

открыть

ПОНЯТИЕ «ТРЕЗВОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ

Клюшникова Е. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-96-104

Аннотация. 

В науке точное определение категории/понятия является распространенной проблемой. В настоящее время сложилась потребность в переосмыслении подхода к формированию трезвости в обществе. При проведении уроков трезвости преподаватели часто сталкиваются с необходимостью разъяснения понятия «трезвость», поскольку в толковых словарях отсутствует определение данной категории. Трактовка научно обоснованного определения понятия «трезвость» стала целью исследования. Для разработки определения понятия «трезвость» применен метод формально-логического определения понятий. Выявлены сущностные характеристики феномена «трезвость»: естественность состояния; отсутствие отравления/самоотравления. Получено научно обоснованное определение понятия «трезвость», которое поможет выбрать наиболее эффективное направление работы по формированию трезвости у подрастающего поколения.

Ключевые слова:

трезвость, трезвое мировоззрение, педагогика трезвости, категориально-системная методология, метод «Формально-логическое определение понятия», категориальный метод, самоотравление интоксикантами.

С. 96-104

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ НА ИЗЛОМЕ XIX–XX ВВ.: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОИСКОВ

Новиков С. Г., Фокин А. Ю.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-105-114

Аннотация. 

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в российском педагогическом сознании присутствовали идеалы воспитания трех типов: социоцентристский, антропоцентристский и дуалистический. В наибольшей мере интересам модернизации общества отвечал дуалистический идеал, синтезировавший личностные начала антропоцентризма и коллективистские интенции социоцентризма. Данный идеал не только позволял ликвидировать социокультурный раскол, но и формировать инициативную личность, считающуюся с общественными интересами.

Ключевые слова:

идеал воспитания, модернизация общества, культурный генотип, социокультурный раскол, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм.

С. 105-114

 

открыть

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1970-Х ГГ.

Богуславский М. В., Садовников Е. Ю.            DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-115-126

Аннотация. 

В статье рассматриваются основные изменения произошедшие в процессе реформирования содержания общего математического образования в СССР в 1970-е гг. Анализируются изменения учебной программы по математике основной школы, произошедшие в результате данной реформы. Трактуются основные научно-педагогические подходы к реализации реформы содержания общего математического образования.

Ключевые слова:

реформа основного общего математического образования, А. Н. Колмогоров, теоретико-множественный подход, история педагогики и образования.

С. 115-126

  

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОЛЛЕКТИВА

Киришко В. П.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-127-135

Аннотация.  

Интерес к представленной теме вызван необходимостью формирования у офицера военно-профессиональных качеств, делающих их способными проводить анализ трудных ситуаций, прогноз изменений замысла и действий противника, принимать решения в условиях сложной обстановки для достижения поставленных вышестоящим командованием целей. В статье рассматривается и обосновывается формирование и совершенствование военно-профессиональных качеств личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации под влиянием воинского коллектива. На основе анализа психолого-педагогической литературы установлены военно-профессиональные качества и выделены из них основные качества офицера, востребованные современной реальностью, для противодействия давлению, оказываемого на военнослужащего, офицера и гражданина Российской Федерации в целом. Обоснован процесс формирования и развития таких качеств, как ответственность, дисциплинированность и организаторские способности, под влиянием коллектива.

Ключевые слова:

военно-профессиональные качества, личность, офицер, воинский коллектив, способности, первичный коллектив.

С. 127-135

   

открыть

ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ЖИВОПИСИ В 1940–1950-е ГОДЫ В КНР

Ван Мэй, Зубрилин К. М.,
Слюсарева А. Е
.            
                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-136-143

Аннотация.  

В статье анализируются ключевые аспекты становления художественно-педагогического образования в Китае в ХХ в. Рассматривается процесс взаимопроникновения русского и китайского художественного творчества и влияния советского художественно-педагогического образования на создание системы преподавания искусству в Китае. Внимание фокусируется на исследовании вклада отечественных художников-педагогов реалистического направления П. П. Чистякова и К. М. Максимова, на их методической системе и преподавательской деятельности, которая легла в основу китайского художественно-педагогического образования в ХХ в.

Ключевые слова:

художественно-педагогическое образование, подготовка учителей изобразительного искусства, система образования, методы обучения, советская реалистическая школа, академизм.

С. 136-143

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Шапошникова Т. Л., Шабанова Т. Н.,
Вязанкова В. В
.
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-144-152

Аннотация.  

В статье представлены модели преемственности образовательных программ, а также ее критерии. Известно, что преемственность в системе непрерывного образования – важнейший фактор для реализации концепции «образования через всю жизнь». При создании моделей преемственности образовательных программ, а также при выделении критериев преемственности авторы учитывали типологию социально-педагогических задач, дидактических методов и приемов. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования в том, что они могут стать базой для дальнейшего научного осмысления проблемы становления конкурентоспособной личности в системе непрерывного образования, а практическая – в том, что они могут быть использованы в системах социально-педагогического мониторинга (мониторинга качества образования и эффективности образовательной среды).

Ключевые слова:

обучающиеся, непрерывное образование, преемственность, образовательная программа, критерии.

С. 144-152

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Титовская Н. В., Калитина В. В., Амбросенко Н. Д.,
Шевцова Л. Н., Титовская Т. С
.
                
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-153-162

Аннотация.  

Статья посвящена методике проведения учебной практики «Технологическая (проектно-технологическая)» для студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика Красноярского государственного аграрного университета. Ее актуальность обусловлена тем, что студенты после окончания летней практики после II курса на III курсе, согласно учебному плану, должны выполнять ряд курсовых проектов и комплексную работу. Работа над курсовыми проектами должна, по-нашему мнению, опираться на реальный анализ данных по объекту исследования (предприятию). По своей организации практика должна иметь смешанный характер, как стационарный, так и выездной в виде экскурсий. В стационарной фазе проведения практики студенты вместе с преподавателем разбирают теоретические вопросы по построению баз данных, построению компьютерных сетей, презентации предприятия в сети Интернет, разработке сайтов и общие вопросы, касающиеся информационной безопасности предприятия сферы АПК. На выездной стадии проведения практики студенты собирают реальный материал о предприятии, перечисленный выше, который затем используется при выполнении курсовых проектов. Такой подход намного повышает у студентов понимание сущности и специфики своей будущей специальности, понимание вопросов разработки информационных систем для конкретного предприятия.

Ключевые слова:

учебная практика, прикладная информатика, стационарный вид практики, выездной вид практики, методика, студенты.

С. 153-162

 

открыть

РИСКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тарануха С. Н., Савельева М. Н.              DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-163-173

Аннотация.  

В статье рассмотрены факторы, определяющие необходимость разработки и актуализации образовательных программ подготовки членов экипажей морских судов с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях глобальной трансформации экономики и санкционного противостояния. Проведен анализ инновационного образовательного проекта, использующего электронные образовательные технологии. В результате осуществленного анализа обоснован комплексный подход к анализу рисков, присущих каждому из входящих в инновационный образовательный проект элементов на различных стадиях его жизненного цикла. Выделены основные группы характеристик исследуемого инновационного образовательного продукта и характерные для них риски, предложены методы оценки рисков, соответствующие выделенным характеристикам.

Ключевые слова:

электронное обучение, риски, инновационный проект, образование, информационные технологии.

С. 163-173

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Хаустов С. А.                                          DOI10.31862/2218-8711-2023-3-174-183

Аннотация.  

В статье рассмотрена возможность применения командных игровых обучающих технологий, в частности, для проведения обобщающего урока по разделу «Беспозвоночные многоклеточные животные» при изучении биологии в 8-м классе. В рамках исследования разработана методика проведения занятия, созданы макеты иллюстративных материалов, доступные для тиражирования, показана эффективность использования предложенных средств для повышения качества знаний учащихся. Материалы могут применяться в формате нескольких альтернативных вариантов (командная игра, зоологическое лото, викторина), в зависимости от наличия технических средств и количества участников. Комплект заданий содержит вопросы различного уровня сложности, что позволяет внедрять его в программу изучения предмета как на базовом, так и на углубленном уровне, а также при подготовке к олимпиадам, экзаменам, во внеурочной деятельности. Востребованность подобной разработки продиктована выявленными пробелами в знаниях учащихся, необходимостью актуализации и многократного повторения в период подготовки к сдаче государственных экзаменов. Использование данных методических приемов при изучении биологии способно улучшить не только предметные, но и такие личностные результаты, как развитие научной любознательности, умения выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов, устанавливать существенный признак классификации организмов, запоминать и систематизировать биологическую информацию, использовать преимущества командной работы.

Ключевые слова:

геймификация, игровые технологии, дидактические игры, зоологическое лото, зоология, беспозвоночные, углубленный уровень, биологические олимпиады.

С. 174-183

 

открыть

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3D-ТРЕНАЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ РАБОТЕ НА СЕНСОРНЫХ УСТРОЙСТВАХ

Варганов М. В., Мутигуллина И. И.,
Неборский Е. В
.
                                        
DOI10.31862/2218-8711-2023-3-184-195

Аннотация.  

В статье представлен опыт обучения слепых и слабовидящих детей пользованию сенсорными устройствами при помощи 3D-тренажеров, которые представляют собой объемные макеты, повторяющие жестовые действия, необходимые для работы на сенсорных устройствах. В результате применения этих тренажеров формируется тактильная память, правильное пространственное отношение, что обеспечивает использование сенсорного устройства без каких-либо ограничений.

Ключевые слова:

нарушение зрения, слепые, слабовидящие, 3D-технологии, 3D-тренажер, тактильная память.

С. 184-195

 

открыть

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АУТЕНТИЧНЫХ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Загуменникова Н. В.                               DOI10.31862/2218-8711-2023-3-196-208

Аннотация.  

В статье представлено теоретико-практическое исследование возможностей использования аутентичных мобильных приложений в обучении русскому языку как иностранному. Актуальность исследования определяется недостаточным методическим изучением дидактического потенциала аутентичных мобильных приложений в обучении русскому языку как иностранному. Целью статьи является исследование дидактического потенциала аутентичных мобильных приложений в обучении русскому языку как иностранному. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые анализируются дидактические возможности аутентичных мобильных приложений и предлагаются способы организации работы с ними. Материалами исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные рассматриваемым вопросам, данные аналитических агентств, а также популярные аутентичные мобильные приложения. В результате исследования выявлены и обоснованы возможности аутентичных мобильных приложений как эффективного средства обучения русскому языку как иностранному, расширяющего арсенал аутентичных материалов для погружения в естественную языковую среду и способствующего развитию различных компонентов коммуникативной компетенции.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, аутентичное мобильное приложение, аутентичные материалы, дидактический потенциал, коммуникативно-деятельностный подход, коммуникативная компетенция.

С. 196-208

   

открыть

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И БАРЬЕРЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ВУЗА СПОРТА И ТУРИЗМА

Силенок В. С., Быстрицкая Е. В              DOI10.31862/2218-8711-2023-3-209-216

Аннотация.  

В связи с расширением наименования спортивных направлений в спорте в России выявлено противоречие между потребностью в профессиональных кадрах в области спорта и туризма и отсутствием методических программ и учебно-методических комплексов в области языкового образования, способствующих профессиональному самоопределению будущих молодых специалистов данных сфер деятельности. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее значимость и недостаточная разработанность формирования профессионального самоопределения у обучающихся вуза спорта и туризма при использовании технологий интенсивного обучения иностранному языку обусловили выбор темы статьи. Самореализация во многом обусловлена профессионализацией на этапе первичного становления и формирования молодого специалиста, а также мотивационными аспектами личности. Правильно организованный образовательный процесс для изучения иностранного языка может послужить одним из моментов по обретению осмысленного мотива к дальнейшему профессиональному росту. Личностно-ориентированное обучение позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию как ориентир в части реализации личностного, профессионального и языкового потенциала учащегося.

Ключевые слова:

реализация личностного потенциала, целевая языковая подготовка, формирование языковой личности, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация.

С. 209-216

  

открыть

РАЗРАБОТКА АДАПТИРУЕМОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КОМПЬЮТЕРНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Лагута В. С., Овсянников М. В                DOI10.31862/2218-8711-2023-3-217-225

Аннотация.  

В статье характеризуется модульный подход к построению курса проектирования производственных систем в условиях цифровой экономики. Необходимость освоения в процессе обучения современных методов и программных средств, используемых на конкретных производствах – потребителях инженерных кадров, выдвигает новое требование к учебным курсам – адаптации базового учебного материала к конкретным условиям будущей практической деятельности. Для этого предлагается формировать учебный курс с возможностью варьирования компонентов, включаемых в программу. При этом основные принципы и методическое обеспечение курса в целом остаются неизменными, а конкретизация (наполнение) осуществляется по выбору предприятия, осуществляющего целевую подготовку.

Ключевые слова:

подготовка инженерных кадров, адаптируемый курс, проектирование, информационный объект, концепция интеграции, предметная ориентация.

С. 217-225

 

открыть

ТРЕНДЫ НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

Леонов С. А.                                       DOI10.31862/2218-8711-2023-3-226-234

Аннотация.  

В статье рассматривается текущая ситуация на рынке труда отраслей легкой промышленности. Автором приводятся данные о взрывном росте производства изделий легкой промышленности в течение 2022 г., вместе с тем отмечается значительный дефицит квалифицированных кадров в отраслях легкой промышленности, что является существенным сдерживающим фактором в развитии промышленного производства. В статье подробно раскрывается содержание факторов, влияющих на требования, предъявляемые к квалификации современного специалиста легкой промышленности. Отдельно автор останавливается на роли образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по подготовке кадров для легкой промышленности, а также определяет значимость непрерывной многоуровневой подготовки кадров. В статье сделаны рекомендации по поддержке многоуровневых образовательных комплексов, реализация которых позволит вести интенсивную подготовку квалифицированных кадров и значительно снизить дефицит отраслевых кадров.

Ключевые слова:

подготовка кадров, квалификация, легкая промышленность, отрасль, работодатель, дефицит кадров, непрерывная подготовка, многоуровневая подготовка, образовательная организация.

С. 226-234

 

открыть

ОНЛАЙН- И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Борченко В. С.                                     DOI10.31862/2218-8711-2023-3-235-245

Аннотация.  

В настоящее время одной из проблем в обучении иностранных студентов русскому языку является выбор цифровых ресурсов. Особенно сложно выбрать интернет-инструменты во время прохождения вводно-фонетического курса. В данном исследовании автором проанализирована специфика обучения фонетике и графике на начальном этапе в онлайновом и дистанционном форматах. Рассмотрены учебные сайты в качестве ресурсов при формировании слухопроизносительных и письменных навыков как при совместной работе с преподавателем онлайн, так и при самостоятельной дистанционной деятельности студентов. Разработаны видеоматериалы для обучения графике. Подтверждена эффективность применения интернет-ресурсов и видеоматериалов в практической деятельности по обучению фонетике и письму на начальном этапе.

Ключевые слова:

графика, фонетика, письмо, довузовский этап подготовки, вводно-фонетический курс, слухопроизносительные навыки, видеоматериалы, онлайн.

С. 235-245

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Савельева Е. П.                                           DOI10.31862/2218-8711-2023-3-246-251

Аннотация.  

Рассматривается вопрос о совершенствовании качества образования посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий. Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью прогнозировать развитие личности в изменяющемся современном образовательном пространстве.

Ключевые слова:

образование, образовательная траектория, исследования, обучение, индивидуальное обучение, саморазвитие, самовоспитание, индивидуальный план обучения.

С. 246-251