×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js


Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2017

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

КОНФЛИКТ КАК МЕХАНИЗМ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ Г. ЗИММЕЛЯ

Тарасов А. Н.


Аннотация. 

В статье проанализировано культурфилософское наследие Георга Зиммеля на предмет анализа процессов динамики культуры. Показано, что, выделяя в своей философии культуры два типа культуры – объективную и субъективную, Зиммель приходит к выводу, что развитие европейской культуры рубежа XIX–XX вв. представляет собой не просто кризис, а стадию трансформационных, переходных процессов в ней. Способом выхода культуры к рубежам антропогенной направленности, по мысли Г. Зиммеля, выступает конфликт, представляющий собой конструктивную стадию в социокультурной динамике. 

Ключевые слова: 

Г. Зиммель, динамика культуры, конфликт, социокультурная трансформация.

С. 9-13

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ П. ФЕЙЕРАБЕНДА 

Баксанский О. Е., Емелин И. А.

РЕТРАГИРОВАНА

Аннотация. 

В настоящее время происходят кардинальные изменения в современной научной картине мира, которые настоятельно требуют пересмотреть существующее мировоззрение, и прежде всего его социально-гуманитарную составляющую. В этой связи вновь появляется интерес к методологическому наследию П. Фейерабенда, которое позволяет по-новому взглянуть на современные проблемы научного познания.

Ключевые слова:  

методология познания, эпистемологический анархизм, конвергентный подход, современные когнитивные технологии познания.

С. 14-21

 

Философия образования
открыть

СУБЪЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сорина Г. В.


Аннотация. 

В статье обосновывается мысль о том, что систему образования можно рассматривать как институт, который позволяет формировать стабильность во взаимоотношении индивида и общества. Такая система стабильности, в свою очередь, оказывается зависимой от тех организационных форм и уровней принятия решений, которые определяют направления развития образования. В связи с этим в статье ставится задача выявления специфики субъектов, включенных в образовательный процесс, особенностей принятия ими решений. Проанализированы три группы таких субъектов: субъекты принятия личностных решений в системе образования (здесь речь идет непосредственно о тех, кто учится, получает образование); субъекты, формирующие запрос на новые знания и компетенции к системе образования или конкретному образовательному учреждению (государство и бизнес); субъекты, занимающихся организационными процессами в системе образования (преподаватели, администрация вузов). Делается различие между индивидуальными и коллективными субъектами принятия решений, анализируется деятельность стейкхолдеров, которые оказывают влияние на процессы принятия решений во всех трех группах субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: 

решение, принятие решений, субъекты образовательного процесса, государство, бизнес, обучение через всю жизнь, коммуникация, эффективная коммуникация.

С. 22-29

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Мираширова Н. А.

Аннотация. 

Статья посвящена раскрытию проблемы становления личности молодежи. Характеризуется профессиональное самоопределение и формирование Я-концепции у лиц юношеского возраста. Рассматривается стратегия принятия решения при выборе профессии как важный этап в становлении человека.

Ключевые слова

Я-концепция, личность, юношеский возраст, профессиональное самоопределение, ровесники, альтернативы.

С. 30-34

  

открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Голубева О. В., Лебедева Т. Е.

Аннотация. 

Корпоративное образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. Это связано с тем, что образование и развитие персонала в организации дает эффект почти адекватно времени обучения. В статье проанализированы результаты апробации программы психологического сопровождения корпоративного обучения персонала организации. Психологическое сопровождение персонала – консультативное  направление. Оно осуществляется в рамках системы управления персоналом предприятия (организации) и направлено на создание социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудника в ситуациях служебного взаимодействия. 

Ключевые слова

психологическое сопровождение, корпоративное обучение, персонал, тренинг, программа сопровождения.

С. 35-44 

  

Модернизация образования
открыть

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ФАКТОРОВ 

Богуславский М. В., Неборский Е. В.

Аннотация. 

Создание конкурентоспособной системы высшего образования требует стратегических управленческих решений. В статье предложены к обсуждению шесть ключевых пунктов, требующих корректировки в реализации концепции «нового государственного менеджмента» в системе высшего образования России. Среди них: система ранжирования университетов, администрирование университетов, финансирование университетов, образовательный продукт и система оценки качества, научная составляющая, интернационализация ведущих университетов.

Ключевые слова

высшее образование, университеты, конкурентоспособность, концепция «нового государственного менеджмента», модернизация.

С. 45-56

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ ПО ИСКУССТВУ В РАЗВИТИИ НОРМ И CРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕРЕЖИВАНИЕ 

Алиев Ю. Б.

Аннотация

Автор анализирует проблему методологического обеспечения школьных курсов по искусству с целью развития норм и средств обучения художественной деятельности через процесс переживания.

Ключевые слова: 

школьные курсы по искусству, методологическое обеспечение, развитие норм и средств обучения, обучение через переживание.

С. 57-61

 

История образования и педагогики
открыть

АРХИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Гончаров М. А.

Аннотация. 

Понимание современного состояния педагогической науки невозможно без знания закономерностей ее формирования на протяжении веков, погружения в ее историю, сопоставления различных точек зрения на цели и средства воспитания и обучения, анализа попыток и усилий, предпринимавшихся в разные периоды развития сферы образования. Изучение учебной (школьной) документации позволяет познать закономерности развития просвещения, установить принципы, которыми руководствовались чиновники министерств и ведомств, воплощая их в тот или иной период в практику.  Ориентация в учебной (архивной) документации – важное условие удачного выбора проблематики историко-педагогического исследования. Он предшествует следующему этапу: поиску исторических источников, нужных для решения поставленной исследовательской проблемы.

Ключевые слова:

документооборот, делопроизводство, отчет, распоряжения, ведомости, устав, характеристика, протоколы.

С. 62-72

 

Новые исследования в образовании
открыть

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аметова Л. А.

Аннотация

Музей – социальный институт, который представляет собой междисциплинарное образование, интегрирующее различные области знания, такие как музееведение, психология, педагогика, искусство. Использование музея в образовательном процессе в настоящее время рассматривается как новейшая психолого-педагогическая технология эффективного развития личности средствами искусства. Музейная педагогика становится областью научного и практического исследования. Возрастание роли музея в современном обществе определило задачу профессиональной подготовки кадров музейных педагогов.

Ключевые слова:

гуманитарная культура, образование, музей, исследования, музейная педагогика, социокультурные ценности, музейный практикум.

С. 73-77

  

открыть

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Молдажанова А. А., Ниязова Г. Б., Копишев Э. Е.

Аннотация

В статье анализируются категории, характеризующие исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность рассматривается как условие развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Pаскрывается суть основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая включает такие компоненты, как мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный и оценочный.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы, исследовательская компетенция.

С. 78-93

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ АРАБСКИХ УЧАЩИХСЯ

Шейпак С. А.

Аннотация

Статья подготовлена по результатам обучения русскому языку старшеклассников иорданских школ с целью подготовки их к поступлению в российский университет. Показывается, к каким проблемам в учебном процессе приводит социокультурное, социолингвистическое содержание обучения, специально не ориентированное на арабоязычную аудиторию. Культурологический анализ возникших проблем позволяет сделать вывод о том, какие особенности коммуникации, характерные для арабской культуры, должны быть учтены при разработке социокультурного, социолингвистического содержания обучения русскому языку для арабоязычной аудитории. В заключительной части статьи сформулированы рекомендации для формирования  социокультурной и социолингвистической компетенции и для организации эффективной коммуникации при обучении арабоязычных учащихся.

Ключевые слова:

арабский язык, русский язык, социокультурная/социолингвистическая компетенция.

С. 94-103 

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕОРЕТИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Абдурахманова М. А.

Аннотация.

В данной статье приведены результаты сравнительного анализа применения инновации в педагогической деятельности. Автор статьи, изучая зарубежный опыт, систематизирует научные подходы к применению инновационной технологии в педагогической деятельности.

Ключевые слова:

инновация, педагогическая инноватика, новшества в учебных программ, педагогическое нововведение, педагогическое новшество, типологии инновации.

С. 104-110

 

открыть

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уман А. И., Федорова М. А.

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности формирования учебной самостоятельной деятельности в контексте задачного подхода к обучению. Раскрыты возможности учебного задания в определении дидактического и рефлексивного потенциалов учебной самостоятельной деятельности студентов. Представлена классификация учебных заданий как основа отбора содержания учебной самостоятельной деятельности, а также изложена логика выполнения учебного задания в рефлексивном контексте.

Ключевые слова:

задачный подход, учебная самостоятельная деятельность, учебное задание, рефлексивная деятельность.

С. 111-117

 

открыть

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: РОЛЬ И ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ

Дронова Е. Н.

Аннотация.

В статье обоснована значимость использования ментальных карт в учебном процессе. Раскрыта сущность ментальных карт как эффективного способа наглядного представления мыслей. Обоснованы сферы использования ментальных карт в учебном процессе. Представлены рекомендации по созданию ментальных карт. Охарактеризована технология их разработки в веб-сервисе Mind-Meister.

Ключевые слова:

учебный процесс, ментальные карты, мышление, обучение, развитие, веб-сервис MindMeister.

С. 118-124

 

Слово молодым ученым
открыть

РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1900–1905 гг.

Тюменцева Ю. А.

Аннотация

В статье рассматриваются нововведения в российском образовании в 1900–1905 гг., характеризуются причины их введения, приводится общественная оценка качества образования.

Ключевые слова:

государственная образовательная политика России в 1900–1905 гг., физическое воспитание, начальное образование, сельские школы, сердечное попечение, нравственное воспитание, древние языки.

С. 125-130