Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ВОПРОСЫ ЗНАНИЕВОГО ИЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНЦЕПТА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Попова А. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-9-20

Аннотация. 

Обращая особое внимание на концептуальные различия между дефинициями «знание» и «информация», автор статьи утверждает, что основное отличие информации состоит в том, что она относительно объективирована, в то время как знание всегда носит субъективный характер, находясь в прямой зависимости от индивидуальных когнитивных способностей и, в первую очередь, от этической составляющей того субъекта, который его аккумулирует на основе получаемой информации. Делается вывод о том, что на современном этапе развития цифровых технологий «знание» необходимо употреблять в двух основных значениях – эпистемологическом и технологическом. В рамках технологического знания происходит преобразование информации в относительно формализованное знание, создаваемое программистом на основе его ценностных предпочтений и вкладываемое им в базу знаний искусственного интеллекта, которое и используется для решения конкретной задачи. Утверждается, что формирование подлинного знания на базе существующего искусственного интеллекта невозможно, однако, учитывая технологический прогресс будущего, вопрос остается открытым и требует новых исследований.

Ключевые слова

искусственный интеллект, экспертная система, формальное знание, технологическое знание, информация, сознание.

С. 9-20

 

открыть

ЭТНОМАТЕМАТИКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Яшин Б. Л.                                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-21-33

Аннотация. 

В статье раскрывается роль социокультурного и психолингвистического подходов в подтверждении наличия множества математик, предстающих в каждой культуре как знаковая система, с собственными практиками и правилами оперирования знаками языка, что требует от математика включения в некую языковую игру. Обосновывается важность исследований в области этноматематики, свидетельствующих о том, что «первые», «опытные» математики разных культур отличаются друг от друга способами выражения в языке количественных и реляционных отношений, а также пространственных форм реального мира. Показывается, что этноматематика отстаивает идею существования множества разнообразных математик, являющихся продуктом различных когнитивных и орудийных практик, характерных для определенной социальной группы, конкретной культуры. Обсуждается предложение считать некоторые идеи и результаты концепции «языковых игр» Л. Витгенштейна, связанные с математикой, вкладом в разработку нормативной концепции математики. Отмечаются значимость нормативного подхода к математике и возможные трудности при его использовании.

Ключевые слова

культура, математика, норма, правило, когнитивная и предметная практика, этноматематика, языковая игра.

С. 21-33

 

 

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Туровская Н. Г., Кондратович А. В.,
Старовойтова В. С., Туровская О. Д
.
                
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-34-46

Аннотация. 

В статье обсуждается вопрос инклюзивного образования и воспитания детей с патологией центральной нервной системы. Автор описывает особенности нарушения психического развития детей с церебральной органической патологией в зависимости от очага поражения или функциональной несформированности определенных мозговых структур. Сравнивается своеобразие развития детей с различной картиной биоэлектрической активности головного мозга, с резидуальной церебральной органической патологией и возникшими на ее фоне судорожными пароксизмами. Автором статьи анализируются критерии выбора образовательного маршрута ребенка с патологией ЦНС, указываются дидактические приемы и требования к обучению ребенка с церебральной органической патологией в условиях инклюзии. Подчеркивается важное значение оптимизации социальной ситуации развития больного ребенка с целью стабилизации его психоэмоционального состояния и профилактики формирования вторичных невротических реакций.

Ключевые слова

дети, патология центральной нервной системы, обучение и воспитание, инклюзия.

С. 34-46

 

открыть

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Ушакова В. Р.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-47-58

Аннотация. 

Представлены результаты сравнительного анализа убеждений в отношении здоровья и здорового образа жизни, а также преобладающих источников информации о здоровье у подростков, студенческой молодежи и лиц зрелого возраста. Использованы такие методы исследования, как опрос и проективный метод. Выявлены преобладающие источники информации о здоровье, которым доверяют лица разного возраста. Определены характерные различия и сходства. Наиболее значимым и достоверным источником информации о здоровье выступает врач для всех возрастных категорий. Выявлено, что подростки и студенческая молодежь также предпочитают черпать информацию из социальных сетей, лица зрелого возраста – из научно-популярной литературы. Подтверждено, что преобладающим убеждением о способах поддержания здоровья для подростков выступает физические нагрузки и здоровое питание, для студентов – гармония физического и психического, для лиц зрелого возраста – отказ от вредных привычек. Показателями наличия здоровья для подростков являются общительность и жизнерадостность, для молодежи – счастье и внутренняя гармония, для людей зрелого возраста – внешняя красота и бодрость.

Ключевые слова

отношение к здоровью, когнитивный компонент, убеждения о здоровье, источники информации о здоровье.

С. 47-58

 

открыть

ОПЫТ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЗДАВАЕМАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Адамян Е. И.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-59-71

Аннотация. 

Исследование посвящено опыту госпитальных школ в Великобритании и США и состоит из двух частей. В его первой части, опубликованной в журнале «Проблемы современного образования» № 1 за 2022 г., были рассмотрены представления об ученике госпитальной школы, его потребностях, которые нашли отражение в нормативно-правовых документах двух стран. В данной статье в центре внимания – анализ целей обучения и воспитания ребенка, находящегося на длительном лечении, связанная с целями миссия госпитальных школ, специфика образовательной среды, а также инфраструктура, с помощью которой эта среда создается.

Ключевые слова

дети, находящиеся на длительном лечении, госпитальные школы, образовательная среда, межведомственное взаимодействие.

С. 59-71

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

  

открыть

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ «КОНТЕКСТ» В РАБОТЕ ПСИХОЛОГОВ, КОУЧЕЙ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ 

Калашников В. Г., Данилочкина В. В.                 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-72-83

Аннотация. 

Статья посвящена вопросам практического применения категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров. Цель статьи – продемонстрировать возрастающий прагматический потенциал использования категории «контекст» в работе специалистов помогающих профессий. Приводятся примеры психологических практик, программ бизнес-обучения и коучинговых инструментов, в основе которых лежит понятие «контекст» и его смыслообразующая роль, позволяющая трансформировать жизненный опыт и повышать понимание происходящих в жизни человека событий.

Ключевые слова

контекст, контекстно-ориентированный подход, практическая психология, ноотехника, коучинг, бизнес-обучение, психология переговоров, конфликтология, смыслообразующий психологический контекст, метапонятие.

С. 72-83

 

 

 Педагогические науки 13.00.00 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Бояринов Д. А.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-84-95

Аннотация. 

В статье рассматриваются особенности организации и осуществления учебной деятельности в условиях пандемии. Анализируются взгляды современных педагогов на позитивные и негативные последствия произошедшего о всемирном масштабе перехода на исключительно дистанционное обучение. Выявляется роль системы дополнительного образования применительно к преодолению отрицательных последствий и формулируются требования к содержанию дополнительных образовательных программ, ориентированных на обеспечение качества обучения в условиях пандемии.

Ключевые слова:

дополнительное образование, цифровые образовательные платформы, дополнительные образовательные программы, дистанционное обучение, образование в условиях пандемии.

С. 84-95

 

открыть

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Яковлева А. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-96-104

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема управления современной исламской образовательной организацией. Выявлено, что, если в связке «государство-общественность» в светских образовательных организациях проблемным элементом является формирование общественных структур управления, системе исламского образования недостает эффективных механизмов взаимодействия с государством. Предложена инновационная модель государственно-общественного регулирования деятельности исламской образовательной организации, основанная на принципах российского образовательного менеджмента.

Ключевые слова:

исламские образование, государственно-общественное управление, государство, общество, конфессия.

С. 96-104

 

открыть

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

Богуславский М. В., Рослякова А. А.            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-105-114

Аннотация. 

В статье представлена специфика осуществления академической мобильности студентов в Великобритании в начале ХХI в. Перемещение студентов через границы, то есть международная студенческая мобильность, признана наиболее заметной формой интернационализации высшего образования. Великобритания по-прежнему остается конкурентоспособной на мировой арене высшего образования и является привлекательным вариантом для иностранных студентов. Иностранные студенты вносят неоценимый социальный, культурный и экономический вклад в развитие Великобритании. Правительство Великобритании дало понять, что университеты, которые стремятся стать глобальными учреждениями, всегда будут открыты для иностранных студентов. Это помогло реализовать многие экономические выгоды, которые экспорт образования приносил Великобритании. Несмотря на глобальную пандемию, Великобритания добилась больших успехов в реализации целей, изложенных в первоначальной Международной стратегии в области образования.

Ключевые слова:

академическая мобильность, студенческий опыт, иммиграционный процесс, иностранные студенты, мобильное образование, Международная образовательная стратегия.

С. 105-114

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ТРАДИЦИИ РОДСТВА У ТУВИНЦЕВ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Куулар С. В.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-115-123

Аннотация. 

В статье дан обобщенный анализ изучения особенностей и почитания родственных отношений у древних тувинцев как священной традиции, на которую ориентировались при духовно-нравственном воспитании детей. Соблюдение кровнородственных отношений у древних тувинцев считалось незыблемой традицией, которая способствовала воспитанию высоконравственного поколения. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие трансформацию традиций родственных отношений у современных тувинцев. Автор придерживается этнопедагогической концепции духовно-нравственного воспитания личности, в которой ведущую роль играют национальные традиции и обычаи. На основе теоретического анализа исторических, педагогических источников и собственного эмпирического исследования автор актуализирует проблему сохранения народных традиций воспитания детей у тувинцев, раскрывает их нравственный характер.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, тувинская семья, семейные традиции воспитания, глобализация и модернизация, родственные отношения.

С. 115-123

 

открыть

ДОМИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Никифоренкова А. М.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-124-134

Аннотация. 

В статье рассматривается роль Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи в воспитательной работе в советское время, процесс формирования его структуры, трансформация приоритетных направлений деятельности и проблемы, возникшие перед организацией в различные временные периоды.

Ключевые слова:

комсомольская организация, ВЛКСМ, воспитание, молодежь, студенческие объединения, молодежное движение, молодежная политика.

С. 124-134

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Артемова М. А.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-135-140

Аннотация.  

На сегодняшний день перед учреждениями среднего профессионального образования стоит задача в подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего комплексом компетенций, отвечающих требованиям рынка труда. Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность как в теоретическом, так и практическом плане. В статье рассматриваются механизмы и этапы оценки общих и профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования. Приводится пример разделения компетенций на элементы и соответствующие этим элементам дескрипторы их оценки. В статье представлены требования к фонду оценочных средств, процедуре оценки общих и профессиональных компетенций. Также в статье рассмотрена оценка компетенций по результатам освоения учебных циклов образовательной программы по данным накопительной системы и оценка по результатам специально организованных контрольных процедур.

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование, оценка компетенций, профессиональные и общие компетенции, фонды оценочных средств, портфолио, квалификационный экзамен.

С. 135-140

 

открыть

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 

Филясова Ю. А.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-141-155

Аннотация.  

Цель данной работы – изучить формы и причины академического перфекционизма в условиях дистанционного обучения (ДО) на материале опроса студентов о преимуществах и недостатках дистанционной формы группового обучения английскому языку. Методами исследования были категоризация мнений, контент-анализ и количественный подсчет. В результате анализа было выявлено, что ДО английскому языку создает условия для развития академического перфекционизма, который выражается в формировании индивидуальных намерений студентов более тщательно совершенствовать языковые навыки. Однако в условиях социальной дистанции и опосредованного общения нарушаются социальные взаимоотношения и установки личности, снижается мотивация учебной деятельности, модифицируется соотношение социального и индивидуального «Я», уменьшается социальный компонент в структуре личности. Академический перфекционизм приобретает негативные признаки прокрастинации, критичности, снижения результативности учебной деятельности и повышения роли ригидного индивидуального конструкта личности. Интенсивность развития иноязычной коммуникативной компетенции заметно снижается при ДО, по сравнению с очным обучением в студенческой группе, вследствие отсутствия организационно-методической работы преподавателя, ограничений по времени, увеличения письменной формы работы, сокращения доли устного речевого общения, снижения включенности студентов в работу занятий. Изучение английского языка как иностранного предполагает интерактивное взаимодействие студентов, принятие социальных ролей, решение коммуникативных задач в процессе активного общения. Наиболее уязвимым видом речевой деятельности оказалось говорение, реализующееся в интерактивном взаимодействии, которое в условиях ограниченного невербального общения сталкивается с недостаточной информацией о социально-психологических особенностях коммуникантов. Проведение онлайн-занятий осложнялось проблемами индивидуальной технической оснащенности, недостаточным количеством времени на одного студента, разным уровнем подготовки субъектов образовательного процесса к использованию программных средств, опосредованностью коммуникации, психологическим дистанцированием и условностью социального взаимодействия в виртуальном пространстве.

Ключевые слова:

перфекционизм, дистанционное обучение, цифровое образование, цифровая среда, студенты, прокрастинация, самоорганизация, самостоятельная работа, английский язык, социализация.

С. 141-155

 

открыть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОСТЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: ОПЫТ И РЕШЕНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Занина Л. В., Ли Наньнань.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-156-170

Аннотация.  

В статье анализируется вопрос о повышении профессиональной компетентности учителей в Китайской Народной Республике на основе результатов исследований различных категорий граждан и учителей в условиях эпидемии и в постэпидемический период. Отмечаются социокультурные и социально-политические условия, определяющие изменения в характеристиках профессиональной компетентности учителей. Ставится целью описание содержательной и технологической характеристик деятельности учителя в условиях цифровизации обучения в китайских базовых школах. Проводится обзор научных исследований, позволяющий обнаружить особенности отношения учителей, родителей и учащихся к введению онлайн-обучения в связи с началом эпидемии. Определяются факторы, влияющие на реализацию инновационных процессов в образовании в постэпидемиологический период. Методологической основой исследования выступают положения культурно-исторического подхода. В них подчеркивается значимость образования и позиции учителя в развитии и становлении китайской государственности. Описываются инновационные для Китая технологии «умный класс», «глубинное образование». Научная новизна заключается в представлении опыта китайских базовых школ по повышению квалификации учителей в условиях реализации государственной программы «Интернет + Образование» и представлены требования к профессиональным компетенциям учителя, реализующим государственную программу модернизации образования.

Ключевые слова:

профессиональная компетентность учителя, социокультурные и социально-политические условия, постэпидемический период, информатизация образования, «умный класс», модернизация образования, повышение квалификации учителя.

С. 156-170

 

открыть

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ЖИЗНИ

Коликова Е. Г., Шибкова Д. З.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-171-182

Аннотация.  

В статье представлены результаты исследования культуры питания и пищевого поведения подростков: соблюдение режима питания и рациона, пищевые предпочтения и ограничения, качество употребляемой пищи. Авторами были сопоставлены результаты анкетирования учащихся и их родителей с целью выявления причин нарушений пищевого поведения обучающихся. В статье сделан сравнительный анализ особенностей в питании различных групп респондентов, разделяемых по половому признаку и по месту проживания. Предложен способ решения поставленной проблемы посредством реализации межпредметных связей и синтеза когнитивной и преобразовательной деятельности.

Ключевые слова:

здоровое питание, пищевое поведение, рацион, режим питания, культура питания.

С. 171-182

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Назарова А. С., Вишнякова Е. И.,
Баринова С. Г
.
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189

Аннотация.  

В статье анализируется система профориентационной деятельности в разных странах мира. Авторы поднимают следующие актуальные вопросы: в чем заключается необходимость и важность современного педагогического сопровождения школьников в период профориентации, какие современные подходы и разработки помогут молодежи выбрать профессию будущего.

Ключевые слова:

профориентация, педагогическое сопровождение, самоопределение, молодежь, образование, профессиональная деятельность.

С. 183-189

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рудакова Е. А., Лейфа А. В.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-190-200

Аннотация.  

Данная статья посвящена процессу формирования педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей через включение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс лицея при педагогическом университете. Раскрыта актуальность применения метода проектов в учебно-воспитательной среде лицея при педагогическом университете, а также рассмотрены виды проектов и особенность их реализации на практике в целях формирования базовых коммуникативных и педагогических навыков будущих учителей. В статье представлены этапы работы над каждым из проектов и результаты их применения с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников с точки зрения их становления в качестве будущих учителей.

Ключевые слова:

педагогическая коммуникативная компетенция, проектная деятельность, будущие учителя, педагогический лицей, международный телекоммуникационный проект, международный информационный проект, творческий проект.

С. 190-200

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ

Бегашева И. С.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-201-209

Аннотация.  

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной ориентации обучающихся основной школы. По результатам многочисленных опросов и исследований, обучающиеся основной школы практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющемся на рынке труда спросе. За этим следует случайный выбор профессии, который влечет за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем приводит к ненужным потерям времени и ухудшению самооценки человека. Значительное внимание в статье уделено реализация информационного подхода к организации профориентационной деятельности в рамках пропедевтического курса физики в 5–6-х классах. Практическая значимость статьи заключается в том, что рассматривается создание виртуальной профориентационной экскурсии для знакомства обучающихся с достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, потребностях современного рынка труда.

Ключевые слова:

основное общее образование, профессиональная ориентация учащихся, цифровая образовательная среда.

С. 201-209

 

открыть

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Цыганенко О. С., Маркова О. А.,
Величко Т. И., Смирнов А. Г
.
                      
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-210-215

Аннотация.  

Авторами статьи предпринята попытка обобщения опыта работы профессорско-преподавательского состава кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н. Э. Баумана в условиях перехода на дистанционное обучение в период действия карантинных мер, введенных в период пандемии коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2. Приведены результаты исследования, на основе которых даны рекомендации преподавателям вуза по целенаправленному формированию мотивации в учебно-тренировочной деятельности студентов в условиях локдауна. Доказано взаимное влияние мотивации на результаты онлайн-обучения. Выявлены гендерные особенности формирования мотивационных компонентов студентов. Представлены возможные перспективные направления сотрудничества со студентами в учебно-тренировочной деятельности в формате дистанционного обучения. Изложены основные особенности организации дистанционного обучения и перспектива внедрения в образовательный процесс физического воспитания студентов дистанционных технологий на современном этапе. Данные исследования необходимо учитывать для успешной реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов.

Ключевые слова:

студенты, пандемия, дистанционное обучение, физическая культура и спорт, компоненты развития мотивации, мотивационное обучение.

С. 210-215

 

открыть

ПАРАМЕТРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК КРИТЕРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Шапошникова Т. Л., Тедорадзе Т. Г.,
Вязанкова В. В
.
                                            
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-216-226

Аннотация.  

В статье рассматривается взаимосвязь между параметрами самостоятельной работы студентов и характеристиками университетской информационно-образовательной среды. Авторами обосновано, что параметры, отражающие самостоятельную работу студентов, характеризуют прежде всего такие аспекты информационно-образовательной среды, как ее модальность, широта, интенсивность, доминантность, когерентность, безопасность и эффективность, что обусловлено тем, что факторы успешности самостоятельной работы те же, что и образовательного процесса в целом. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования состоит в том, что они могут быть основой для дальнейшего научного осмысления проблемы эффективности самостоятельной работы студентов, практическая значимость – в том, что их можно применять в системах социально-педагогического мониторинга (мониторинга качества образования и эффективности образовательной среды).

Ключевые слова:

студент, самостоятельная работа, информационно-образовательная среда, взаимосвязь, параметры.

С. 216-226

 

открыть

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В СИСТЕМЕ LMS MOODLE

Артемкина Ю. М., Щербаков В. В.,
Артемкина И. М
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-227-241

Аннотация.  

В системе дистанционного обучения LMS Moodle разработан и опробован в учебном процессе электронный лабораторный журнал по дисциплине «Общая и неорганическая химия», которая преподается студентам первого курса бакалавриата и специалитета Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева. Электронный лабораторный журнал включает выполнение студентами в режиме оценивания 11 лабораторных работ по химии элементов и их соединений. В систему Moodle введен также содержащий 654 задания банк вопросов к защите выполненных лабораторных работ.

Ключевые слова:

цифровизация образования, система LMS Moodle, дистанционное обучение, смешенное обучение, компьютерное тестирование, электронный лабораторный журнал, общая и неорганическая химия.

С. 227-241

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Паулкина Д. П.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-242-250

Аннотация.  

В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, отмечаются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Проведен анализ научных проблем, с которыми столкнулись исследователи при работе с курсантами силовых структур в период пандемии COVID-19. Отдельное внимание уделяется организации учебного процесса курсантов образовательных организаций ФСИН России. Раскрываются проблемы применения некоторых методов диагностики в Google Формах, приводится пример исследования индивидуальных особенностей личности курсанта с помощью Теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева в Google Формах. Отмечается важность работы в направлении совершенствования методов и приемов работы с курсантами в дистанционном формате с применением Google Форм.

Ключевые слова:

пандемия, дистанционное обучение, курсант, образовательная среда, психологические особенности, Google Формы.

С. 242-250

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Нюфтин Е. В.                                             DOI10.31862/2218-8711-2022-2-251-261

Аннотация.  

В статье анализируются требования к уровню профессионального образования, государственного заказа по формированию организационно-управленческой компетенции у военнослужащих. Актуальность исследования раскрывается через характеристику профессионализма военнослужащих, и особенно офицеров, преодоление ими трудностей в адаптации и качественном осуществлении управленческой деятельности. Важность указанных требований отражена в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и ведомственных квалификационных требованиях к выпускникам военных институтов. В центре проблемы исследования по качественному формированию организационно-управленческой компетенции находятся определяющие ее факторы. Выявленные факторы позволяют скорректировать процесс образовательной деятельности, направив его на применение средств индивидуального проектирования. В статье раскрываются научные труды ученых педагогов, направленные на исследование причин и условий формирования организационно-управленческой компетенции. На основе анализа психолого-педагогической литературы, руководящих документов, отчетов автор обосновывает разработанную классификацию факторов, выделяя внутренние и внешние. Исследование отражает аргументированное содержание предложенной классификации факторов формирования компетенции. К внутренним факторам отнесены: психологические особенности, когнитивно-рефлексивные способности и лидерские качества. К внешним факторам отнесены: политико-экономический фактор, образовательный фактор, окружающая среда и духовно-нравственные ценности. Перечисленные факторы способствуют подбору качественных средств формировании компетенции.

Ключевые слова:

формирование компетенции, организационно-управленческая компетенция, факторы формирования, внутренние и внешние факторы, содержание факторов, профессиональное образование, государственный заказ, конкурентоспособность.

С. 251-261

 

открыть

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ ОНЛАЙН-СЕРВИСА “MOODLE” (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Шарипова Ф. И.                                         DOI10.31862/2218-8711-2022-2-262-274

Аннотация.  

В статье дается научное обоснование возможности применения онлайн-сервиса Moodle (мобильная версия) на уроках английского языка в медицинском вузе. Автором исследуются возможности использования преподавателями мобильного обучения в преподавании английского языка в медицинских вузах. В исследовании приняли участие преподаватели кафедры «Иностранные языки» и студенты факультета «Педиатрия» Ташкентского Педиатрического Медицинского Института. Инструментами исследования стали обзоры и фокус-групповые дискуссии работ студентов и интервью с преподавателями. Тематический анализ интервью показал, что преподаватели используют приложение Moodle в онлайн-обучении как способ минимизации расстояния, восполнения отсутствия студентов в обучении из-за пандемии COVID-19, повысить уровень профессионального изучения английского языка и активизировать мотивацию среди отстающих студентов. Фокус групповые дискуссии, тематический анализ и обзоры работ студентов в онлайн-сервисе Moodle показали, что студенты считают этот способ обучения легким, интересным и полезным. Согласно полученным результатам, участие студентов онлайн или офлайн не влияет на их результаты и успеваемость, за исключением вопроса об уместности метода, в то время как их мотивация и профессиональный интерес влияют на успеваемость, причем мнение студентов с продвинутым уровнем знания языка идет с большим процентом, чем мнение студентов с базовым уровнем, об онлайн-сервисе Moodle.

Ключевые слова:

образование, вуз, онлайн-сервис, Moodle, обучающая среда, мотивация к обучению.

С. 262-274