Аннотация.
Фундаментальный тезис Р. Декарта «Ego cogito, ergo sum» оказал влияние на формирование направления философии, получившего название рефлексивной. Многие исследователи строят свои умозаключения, исходя из отправного пункта, – суждение о том, что человек есть мыслящая вещь. В статье рассматривается влияние упомянутого тезиса Р. Декарта на проблему самоидентификации человека в творчестве П. Рикера. Аргументируется актуальность данного подхода в русле современной философской антропологии, в свете ее междисциплинарной значимости на примере идей П. Рикера. Способ мышления Р. Декарта интерпретируется как некий исток, имеющий продолжение в рефлексивной философии И. Канта, И. Фихте, Э. Гуссерля и др. В исследовании рассматривается также проблема определения рефлексивной философии, на примерах раскрывается суть рефлексивного метода исследования философских вопросов. Помимо этого, в статье предложено обсуждение того, как меняется декартовское понимание мыслящего субъекта в ходе эволюции философского знания, – в концепциях перечисленных мыслителей. Раскрывается принципиальное отличие понимания Сogito П. Рикером от восприятия заданного тезиса в рамках классической философии, состоящее в междисциплинарной наполненности, необходимой для многоаспектного освещения процесса формирования личности. Выявляется, что переход от состояния субъекта к состоянию личности, в русле философии Рикера, осуществляется посредством герменевтического восприятия окружающей действительности и других индивидов. Человек, в концепции Рикера, не только мыслящая вещь, главной отличительной особенностью выступает ответственность, которая следует за способностью совершать действие. Таким образом, осуществляется переход от человека мыслящего к человеку могущему, к человеку способному.
|