Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2024

Содержание

 

Философские науки (5.7)

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

   

открыть

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКЕ

Ляпустин А. Г.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-9-19

Аннотация. 

В статье рассматривается появление и развитие понятия онтологического иррационального в ранней восточной патристике, начиная с философии Филона Александрийского и заканчивая богословием великих каппадокийцев. Исследуемое понятие реализовалось в понимании Бога, который считался непостижимым. Основной акцент при этом делается на том, что Его непознаваемость связана не со слабостью рациональных способностей человека, а с самой природой Творца, которая сокрыта от нас. В статье показывается, что таким образом сформировалась принципиально новая философская традиция, которая заменила античное онтологическое рациональное онтологическим иррациональным.

Ключевые слова

онтологическое иррациональное, онтологическое рациональное, апофатическое богословие, Александрийская школа, неоарианство, каппадокийцы.

С. 9-19

 

открыть

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ: Р. ДЕКАРТ – П. РИКЕР

Иванова А. И., Арепьев Е. И.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-20-27

Аннотация. 

Фундаментальный тезис Р. Декарта «Ego cogito, ergo sum» оказал влияние на формирование направления философии, получившего название рефлексивной. Многие исследователи строят свои умозаключения, исходя из отправного пункта, – суждение о том, что человек есть мыслящая вещь. В статье рассматривается влияние упомянутого тезиса Р. Декарта на проблему самоидентификации человека в творчестве П. Рикера. Аргументируется актуальность данного подхода в русле современной философской антропологии, в свете ее междисциплинарной значимости на примере идей П. Рикера. Способ мышления Р. Декарта интерпретируется как некий исток, имеющий продолжение в рефлексивной философии И. Канта, И. Фихте, Э. Гуссерля и др. В исследовании рассматривается также проблема определения рефлексивной философии, на примерах раскрывается суть рефлексивного метода исследования философских вопросов. Помимо этого, в статье предложено обсуждение того, как меняется декартовское понимание мыслящего субъекта в ходе эволюции философского знания, – в концепциях перечисленных мыслителей. Раскрывается принципиальное отличие понимания Сogito П. Рикером от восприятия заданного тезиса в рамках классической философии, состоящее в междисциплинарной наполненности, необходимой для многоаспектного освещения процесса формирования личности. Выявляется, что переход от состояния субъекта к состоянию личности, в русле философии Рикера, осуществляется посредством герменевтического восприятия окружающей действительности и других индивидов. Человек, в концепции Рикера, не только мыслящая вещь, главной отличительной особенностью выступает ответственность, которая следует за способностью совершать действие. Таким образом, осуществляется переход от человека мыслящего к человеку могущему, к человеку способному.

Ключевые слова

Р. Декарт, мыслящий субъект, П. Рикер, человек способный, самоидентификация, рефлексивная философия.

С. 20-27

  

 

Психологические науки (5.3)

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

   

открыть

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ И ПРАРОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ У ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ СУБЪЕКТИВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Томгорова Г. Н., Вачков И. В.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-28-42

Аннотация. 

Актуальность исследования обусловлена важностью изучения социально-психологических представлений о ролевой структуре родительской и прародительской семьи у женщин, испытывающих высокий уровень субъективного одиночества, для нахождения научно обоснованных средств оказания им психологической помощи.

Ключевые слова

женское одиночество, межпоколенные отношения, трансгенерация, семейные роли.

С. 28-42

 

 

Педагогические науки (5.8)

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

  

открыть

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Богуславский М. В., Костенко М. А.,
Симоненко Н. Ю.
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-43-52

Аннотация. 

Статья посвящена последовательному хронологическому рассмотрению во многом самобытной и самодостаточной традиции современной китайской педагогики, направленной на духовно-нравственное воспитание личности. Отмечаются ее исторически обусловленные духовные основы, особый путь развития массовой школы в Китае и современное внимание к цифровизации начального, среднего и высшего образования в КНР, что отвечает вызовам современности. Отмечается место и роль учителя в китайском обществе в диахроническом аспекте, то есть на разных этапах становления педагогической мысли в Китае, центрирующейся на духовно-нравственном воспитании личности.

Ключевые слова:

национальные традиции воспитания Китая, духовно-нравственные ценности, конфуцианство, Культурная революция, современная педагогика, цифровизация.

С. 43-52

   

открыть

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ
КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ

Липская О. Г.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-53-62

Аннотация. 

В статье раскрывается содержательное наполнение нравственного идеала личности в педагогической мысли Беларуси конца XVIII – начала ХХ столетия. Выявлено, что сущностно-содержательное наполнение нравственного идеала личности определили понимание просветителями Беларуси общественной сущности человека, критика существующих феодально-крепостнических отношений, доминирование идей коллективизма на белорусских землях, распространение гуманистических и демократических идей в обществе. Отмечается, что особое значение просветители Беларуси придавали идее наполнения нравственного идеала чертами настоящего гражданина и патриота, направляющего все свои усилия на достижение общего блага. Определено, что под влиянием социокультурных факторов в педагогической мысли рассматриваемого периода утвердился нравственный идеал образованного, добродетельного гражданина, патриота, трудолюбивого, полезного обществу человека, гуманистически ориентированной личности.

Ключевые слова:

воспитание, нравственное воспитание, нравственный идеал, образование, коллективизм, трудолюбие, патриотизм, свобода, физическое воспитание.

С. 53-62

 

открыть

«ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА». АРКАДИЙ ГАЙДАР И ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Кривко Я. П., Гончаров М. А.             DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-63-77

Аннотация. 

Тимуровское движение – уникальное общественное движение СССР, основанное на идеях повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», опубликованной в 1940 г. Им было охвачено миллионы детей и подростков с целью добровольной безвозмездной помощи нуждающимся, ветеранам войны, поисковой работы по восстановлению сведений о погибших бойцах, ухаживали за местами их захоронения. В послевоенные годы тимуровское движение постепенно приобретает черты массовой официальной организации, координируемой и поддерживаемой на государственном уровне. После распада СССР движение пришло в упадок.

Ключевые слова:

воспитание, гражданское самосознание, патриотическое воспитание, тимуровское движение, программа профессионального обучения «Вожатый», система нравственных ценностей, активная гражданская позиция, ответственное отношение к себе и обществу.

С. 63-77

  

открыть

ИСТОРИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Бетанов В. Т., Судакова Т. Г.,
Туаева Л. А., Дзилихова Л. Ф.
                         
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-78-90

Аннотация. 

В статье рассматривается историографический аспект развития региональной истории Северного Кавказа в конце XX – начале XXI в. и его участия в процессе формирования национальной идентичности в регионе Северного Кавказа.

Ключевые слова:

История Северного Кавказа, историческая наука, историография, национальная идентичность, фальсификация истории.

С. 78-90

 

    

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВЫХ РЕГИОНОВ

Марфина Ж. В., Зинченко В. О.,
Рудь М. В
.      
                                                
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-91-99

Аннотация.  

В статье рассмотрена проблема наставничества в сфере образования, новый интерес к которой обусловлен переоценкой обществом роли педагога и необходимости его непрерывного совершенствования в условиях бурного научно-технического прогресса и происходящих социально-культурных трансформаций. Авторы указывают на особую миссию педагогических университетов в интеграции образовательных организаций и педагогического сообщества новых регионов в российскую образовательную систему посредством реализации и развития наставнических практик. Охарактеризован опыт Луганского государственного педагогического университета в организации и развитии наставничества на всех уровнях системы образования Луганской Народной Республики, приведены примеры передовых педагогических практик наставнической работы университета.

Ключевые слова:

наставничество, наставник, наставляемый, передовой педагогический опыт, сотворческое развитие, педагогический университет.

С. 91-99

   

открыть

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Безукладников К. Э., Ермошина М. А.               DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-100-113

Аннотация.  

Цель статьи – описать дидактические условия совершенствования коммуникативной компетенции будущих учителей в рамках реализации учебной практики «Ядра высшего педагогического образования». Авторы анализируют проблемы, актуализирующие значимость коммуникативного образования в современном педагогическом вузе, интерпретируют содержательное наполнение проекта «Ядро высшего педагогического образования», уточняют совокупность факторов, влияющих на качественное развитие коммуникативных умений у будущих учителей. В статье описан опыт реализации проектно-технологической практики в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, обосновывается целесообразность выбора метода кейсов в качестве ведущего инструмента работы, приводится система кейсовых заданий в рамках практики. Авторы также выделяют потенциальные и реальные коммуникативные и профессиональные дефициты у студентов педагогического вуза, обнаруженные в ходе реализации практики.

Ключевые слова:

дидактика, коммуникативная компетенция, кейс-метод, будущий учитель, «Ядро высшего педагогического образования».

С. 100-113

 

открыть

НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ТВОРЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ

Ткалич С. К., Ткалич А. И.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-114-125

Аннотация.  

Необходимо усилить норматив требований, определяющих просветительский, познавательный и научный уровень подготовленности выпускника педагогической магистратуры. В данной статье предлагается комплекс контрольно-методических измерений, устраняющих этот недостаток в методике подготовки студентов магистратуры. Многие выпускные квалификационные работы студентов магистратуры демонстрируют педагогический эксперимент в учебном заведении, свой навык и специфику методических действий. Однако в момент защиты мы не проверяем наличие у них знаний о достижениях российской школы, в том числе о парадигмах, методах и художественных приемах. Зачастую невнятно звучит источник пролонгации или вариативной бифуркации в эксперименте. Иногда отсутствует выборка научных терминов, определяющих лабиринт педагогического новаторства. На наш взгляд, по этой причине формализуется недостаточно объективная практика оценивания выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова:

бифуркация, транспарентность, этнохудожественный анализ, иерархия методического инструментария.

С. 114-125

  

открыть

ПРАКТИКА СИСТЕМНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С СОДЕРЖАНИЕМ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лукьяненко В. П., Лукьяненко Н. В.,
Дорохина Т. И.,  Пестова Т. Г.            
           
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-126-135

Аннотация.  

В статье выявлены и проанализированы современные тенденции, характеризующие взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности по физической культуре в общеобразовательной школе. Авторами осуществлена попытка разработки системы уроков физической культуры, тесно связанных с выполнением обучающимися индивидуальных учебных заданий по предмету в процессе внеклассной деятельности. Представлены тематика и содержание экспериментальных занятий, находящихся в полном соответствии с содержанием федеральных рабочих программ по физической культуре.

Результаты исследования подтверждают эффективность системной взаимосвязи уроков физической культуры с содержанием внеклассной деятельности. По мнению авторов статьи, такой подход к организации системы физического воспитания школьников может способствовать повышению качества освоения обучающимися программного материала по физической культуре, уровня их мотивации к физкультурно-спортивной деятельности и росту числа систематически занимающихся физическими упражнениями. Содержание работы может помочь учителям физической культуры осуществлять более эффективные попытки, направленные на обеспечение системной взаимосвязи уроков физической культуры с содержанием внеклассной деятельности.

Ключевые слова:

формы физического воспитания, урок, физическая культура, внеклассные мероприятия, содержание учебной работы, взаимосвязь учебной и внеклассной работы.

С. 126-135

   

открыть

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ

Богословский А. С., Козлов О. А.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-136-145

Аннотация.  

В статье рассматриваются сущность и содержание педагогического сопровождения курсантов вузов Росгвардии. Проводится анализ понятия педагогического сопровождения. В литературных источниках педагогическое самообразование изначально рассматривается как особая организация помощи обучающемуся в учебно-воспитательном процессе, возникающая в период адаптации к чему-то новому.

Ключевые слова:

конфликт, конфликтность, конфликтология, стратегия поведения, студенты.

С. 136-145

  

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Павлова А. Б.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-146-153

Аннотация.  

В статье характеризуется понятие «конфликт», истоки его изучения; описываются стратегии поведения человека в ситуации конфликта, дана характеристика каждой стратегии; представлены результаты исследования поведения студентов в конфликтной ситуации по тесту К. Томаса и результаты выявления уровня внутриличностной конфликтности по тесту А. И. Шипилова.

Ключевые слова:

конфликт, конфликтность, конфликтология, стратегия поведения, студенты.

С. 146-153

  

открыть

ЗАДАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ

Курикалова Н. М., Обухов А. С.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-154-167

Аннотация.  

В статье представлен опыт сотрудничества федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Обоснованы и представлены варианты заданий, которые даются студентам для создания собственных разработок. Описана критериальная система оценивания выполненных студентами работ, которая во многом выполняет задачу отбора банка дидактических материалов. Созданные дидактические материалы в дальнейшем используются тьюторами и педагогами госпитальных школ, работающих с детьми, находящимися на длительных сроках лечения.

Ключевые слова:

госпитальные школы, проект «УчимЗнаем», дидактические материалы, читательская грамотность, критериальное оценивание.

С. 154-167

  

открыть

ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Авсиевич П. Д., Неборский Е. В.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-168-183

Аннотация.  

В настоящей работе представлена диагностическая матрица по выявлению социокультурного потенциала современного аутентичного художественного текста. На основе изучения тенденций использования аутентичных текстов в преподавании английского языка актуальным стал вопрос изучения способов формирования фоновых знаний о социокультурных реалиях обучающихся в процессе чтения. Востребованность создания диагностической матрицы продиктована проблемами рассмотрения социокультурных возможностей текста и спроектирована в рамках когнитивно-лингвистического подхода. В статье приведены примеры проявления социокультурной информации в следующих современных аутентичных художественных текстах: “The Thursday Murder Club” (R. Osman), “Lessons in Chemistry” (B. Garmus), “Normal people” (S. Rooney), “Just Like You” (N. Hornby).

Ключевые слова:

социокультурный потенциал современного аутентичного художественного текста, диагностическая матрица, аутентичный текст, социокультурная информация, фоновые знания, иноязычное образование.

С. 168-183

 

открыть

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Соколова Ю. Н., Карпушина Л. П.,
Милицина О. В
.                                              
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-184-193

Аннотация.  

В современном обществе наблюдается постоянное ускорение социальных процессов, что влечет за собой возникновение неопределенности и непредсказуемости. Такая ситуация требует отказа от стандартных алгоритмов и привычных действий и применения нестандартных подходов для решения поставленных задач. В свете этих изменений педагогическая наука и образовательная практика обращают особое внимание на подготовку молодого поколения к сложностям и вызовам современного социума путем формирования у обучающихся уже на начальной ступени получения общего образования опыта творческой деятельности.

Целью данного исследования является выявление уровня сформированности процессуального критерия опыта творческой деятельности младших школьников. Установлено, что стержневыми показателями изучаемого элемента выступают способности к осуществлению поиска информации, установлению причинно-следственных связей, использованию имеющихся знаний в условиях трансформации; умения видеть различные варианты выхода из сложившейся ситуации, самостоятельно находить наиболее результативный способ решения возникающих проблем.

В качестве диагностического инструментария, определяющего динамику сформированности исследуемого феномена, определена методика «Диагностика творческого мышления» Дж. Гилфорда и П. Торренса, модернизированная Е. Е. Туник и усовершенствованная Р. В. Овчаровой.

На основании результатов проведенного эксперимента на базе образовательных учреждений Республики Мордовия («Гимназия № 23» и «Гимназия № 20») определены три группы респондентов с высоким, средним и низким уровнями сформированности процессуального критерия опыта творческой деятельности младших школьников.

Ключевые слова:

опыт творческой деятельности, младший школьник, структурные компоненты, процессуальный критерий, диагностический инструментарий.

С. 184-193

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Зеленкова И. В., Айрапетян В. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-194-205

Аннотация.  

Статья посвящена проблеме формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. В дошкольный период ребенок должен овладеть основными культурными навыками и способами деятельности, уметь следовать социальным нормам поведения, обладать установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Авторы выделяют в качестве эффективного средства формирования культурных навыков дошкольников детскую художественную литературу. В статье рассматриваются педагогические условия, влияющие на усвоение и соблюдение детьми культурно-гигиенических правил, становление культуры общения и культуры деятельности старших дошкольников. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской литературой.

Ключевые слова:

культура поведения, культурно-гигиенические правила, культура общения, культура деятельности, старший дошкольный возраст, детская литература, педагогические условия, этическая беседа, проблемная ситуация.

С. 194-205

   

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА ДИАГНОСТИКИ ДЕФИЦИТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА (НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАЛЫХ ГРУПП)

Жадько Н. В.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-206-216

Аннотация.  

В статье с позиций деятельностного подхода рассматривается поэтапно процесс подготовки диагностического инструмента для определения дефицита компетенций soft skills потенциальных участников тренинга на примере тренерских компетенций soft skills организации и проведения малых групп на занятии. На первом этапе определяется содержание и перечень компетенций на основе определения проблемы, цели и задач деятельности участников тренинга. На втором этапе перечень компетенций трансформируется в диагностический инструмент для проведения интервью (топик-гайд) заказчика и / или потенциальных участников тренинга.

Ключевые слова:

дефицит компетенций, soft skills участники тренинга, компетенции организации и проведения малых групп на занятии, перечень компетенций, проблемы, цели и задачи деятельности участников тренинга, диагностический инструмент для проведения интервью (топик-гайд) заказчика и/или потенциальных участников тренинга.

С. 206-216

 

открыть

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО КОУЧИНГА КАК МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Безбородова Е. Д., Танделов Б. Д.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-217-232

Аннотация.  

В статье рассматривается эффективность развивающего коучинга как механизма поддержки студентов дистанционного обучения. Цифровая трансформация и ограничения в общественной и экономической жизни вынудили образовательные учреждения адаптироваться к дистанционному режиму обучения, сделав его по сути образовательным мeйнстримом. Обучение в дистанционном формате по своей природе имеет повышенное стрессовое воздействие на студентов. В условиях отсутствия личного взаимодействия между студентом и преподавателем коучинг может оказать неоценимую и столь необходимую поддержку для студентов дистанционного обучения. Применяя качественные и количественные методы, в исследовании подтвержден высокий уровень тревожности и ее негативное влияние на мотивацию студентов. Результаты исследования подтвердили необходимость в дополнительных механизмах поддержки для студентов дистанционного образования, одним из которых является развивающий коучинг, способный открыть новые возможности для личного и профессионального развития студентов. Установлено, что коучинг оказывает существенное влияние на развитие мягких навыков и решение адаптивных задач. Наибольший эффект воздействие коучинга оказало на уровень мотивации и самопринятия. В условиях ускоряющихся технических нововведений и тенденции к персонализации образования интеграция коучинга в образовательный процесс сможет стать необходимым условием успешного академического процесса, ориентированного на сочетание прогресса в освоении академических знаний с поступательным личностным развитием студентов.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, развивающий коучинг, мягкие навыки, адаптивные задачи, тревожность и мотивация студентов, коучинг и академический прогресс, коучинг и развитие личности, жизнеустойчивость студентов.

С. 217-232

 

открыть

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ

Кальницкая И. В.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-233-242

Аннотация.  

В статье рассмотрена трехмерная модель вовлеченности студентов в смешанном обучении в контексте ее параметров (поведенческий, эмоциональный, когнитивный) и индикаторов их оценки. Особое внимание уделено взаимосвязи характеристик цифровых студентов с параметрами трехмерной модели вовлеченности студентов. Систематизированы инструменты для повышения вовлеченности студентов в соответствии с функционалом смешанного обучения.

Ключевые слова:

смешанное обучение, вовлеченность студентов, поведенческий параметр вовлеченности, эмоциональный параметр вовлеченности, когнитивный параметр вовлеченности, цифровые студенты.

С. 233-242

  

открыть

ВИДЕОАНАЛИЗ В ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИИ

Петрова Е. Б., Чулкова Г. М.                           DOI10.31862/2218-8711-2024-3-243-254

Аннотация.  

В статье представлен краткий исторический экскурс в развитие видеоанализа. Представлены самые разные направления развития этой проблемы, обусловленные необходимостью людей различных профессий анализировать и совершенствовать технику перемещения в пространстве. Сделан акцент на том, что приход новых средств фиксации процесса движения кардинально изменил возможности исследователей. Этот процесс позволил не только детально его анализировать, но и совершенствовать, более правильно строить последовательность движений, исключать те из них, которые могут привести к травме исполнителей или спортсменов. Кроме того, новые технологии позволяют внедрить видеоанализ и в процесс обучения, сделать его более интересным, поставить перед учениками новые увлекательные задачи, решение которых может быть сделано разными путями. Использование подобных инструментов в обучении физике делает экспериментальные задания привлекательными для школьников, а их выполнение требует более глубокого осмысления физических законов. В статье приведен пример такого задания.

Ключевые слова:

видеоанализ, инновационные технологии в образовании, стробоскопический метод.

С. 234-254

 

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ DATA SCIENCE ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Назаров Д. М., Бегичева С. В.                   DOI10.31862/2218-8711-2024-3-255-269

Аннотация.  

Статья является попыткой систематизации и анализа потенциала методов Data Science в контексте диагностики и прогнозирования уровня сформированности компетенций студентов. Цель исследования – выявление наиболее перспективных методов оценки сформированности компетенций, отвечающих современным реалиям и потребностям образовательного процесса. В статье авторы достаточно подробно рассматривают методы регуляризации: гребневую регрессию (Ridge Regression), регрессию лассо (Lasso Regression), и эластичную регрессию (Elastic Net Regression), фокусируя внимание на их особенностях применения в оценке различных ключевых параметрах образовательного процесса. Особое внимание авторов сосредоточено на описании новых подходов в оценке сформированности компетенций на основе данных об успеваемости студентов, которые формируются на основе балльно-рейтинговой системы, принятой при реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова:

Data Science, оценка уровня компетенций, методы регуляризации, машинное обучение, прогнозирование, компетентностный подход.

С. 255-269

 

открыть

КЕЙС-МЕТОД: СУЩНОСТНО-ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Нимировская Ю. К.                                      DOI10.31862/2218-8711-2024-3-270-276

Аннотация.  

В статье рассмотрены основные аспекты использования кейс-метода в учебном процессе высшей школы. Дается описание методологических вариантов кейс-стади, отличающиеся шаблоном кейса, записью, обработкой информации, анализом и решением проблем. Представлен процесс обучения, через который проходят обучающиеся при работе над кейсами. Показано, что данный метод обучения понимается не как техническое средство достижения цели, а как неотъемлемый элемент дидактического действия развития у обучающихся навыка принятия решения.

Ключевые слова:

методы обучения, кейс-метод, кейс-стади, образовательный процесс, цели обучения.

С. 270-276

 

открыть

СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ФОРМАТА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

Макарова К. В., Жуков Д. А.                    DOI10.31862/2218-8711-2024-3-277-291

Аннотация.  

Проблема данного исследования состоит в наличии противоречия между необходимостью оптимизации подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в области композиции и недостаточной разработанностью методов преподавания композиции, адаптированных для художественно-педагогического образования. В качестве методов исследования использовалось изучение литературы по заданной теме, беседы с художниками-педагогами и теоретиками искусства, а также практика преподавания композиции на художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (ХГФ ИИИ МПГУ) в течение нескольких лет.

В ходе исследования мы изучили понятие «силовые линии формата» с точки зрения геометрии картины, а также затронули некоторые философские аспекты этого понятия, связанные с интуицией и неявным знанием, опираясь на труды Р. О. Якобсона и Л. А. Микешиной. Указаны основные функции силовых линий как построений, лежащих в основе композиционных схем. На конкретных примерах рассмотрены такие виды силовых линий, как квадрат и прибавочный элемент, центральные оси, «трети», «четверти» и «пятые доли».

Особое внимание уделено понятию «золотое сечение» как одному из краеугольных камней композиции: приведено его определение, способ построения, роль в картине. Рассмотрен «золотой прямоугольник», а также увеличение и убывание чисел «золотой пропорции» и размещение элементов композиции на ее основе. Приведено построение спирали Фибоначчи как силовой линии формата, представляющей собой частный случай применения правила золотого сечения. Также в статье подробно изучены диагонали формата и два различных вида их классификации, связанные с именами таких теоретиков искусства, как Н. М. Тарабукин и А. А. Ковалев.

Результатом исследования явилась разработка композиционного упражнения под названием «Силовые линии формата» и способа его выполнения, а также внедрение его в практику преподавания композиции на ХГФ ИИИ МПГУ.

Ключевые слова:

искусство книги; графика; композиция иллюстрации; композиция; композиционные упражнения.

С. 277-291