×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АВТОНОМНОСТИ БЕРЛИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕРА И К. В. Ф. ГУМБОЛЬДТА

Кленин П. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-11-21

Аннотация. 

Статья посвящена историко-философскому рассмотрению образовательных концепций Фридриха Шлейермахера и Вильгельма фон Гумбольдта. Выбранные для сравнительного исследования философы представляют взгляд на образование как следствие политических перемен, основываясь на свойственных им философских концепциях, потому акценты в статье расставлены на интерпретации философского обоснования их образовательных позиций. Будучи представителями кризисной эпохи, Шлейермахер и Гумбольдт подходят к проблеме образования комплексно. Сама цель переосмысления ценности образования в государстве позволяет сравнивать их идеи. Выработанный ими проект фундируется на положениях философии Просвещения и Романтизма, но фактически преобразует всю образовательную систему Германии. Актуальность данной проблемы проистекает из современных посылов к реформированию системы образования в зависимости от политических и общественных задач, однако подход философов отличается своеобразием и важно проследить его нюансы в проекции истории философии.

Ключевые слова

философия и образование, философия образования, образовательный идеал, наука, Берлинский университет, немецкая философия.

С. 11-21

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ФИЗИКА И ФИЛОСОФИЯ: ВЗГЛЯДЫ Б. ДЖОЗЕФСОНА НА ПРИРОДУ СОЗНАНИЯ

Ганин А. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-22-28

Аннотация. 

Настоящее исследование ориентировано на анализ взглядов нобелевского лауреата Брайана Джозефсона на природу сознания. На основе наиболее значимых и цитируемых философских статей Джозефсона рассмотрены три варианта решения «трудной проблемы сознания»: коммуникативный, квантово-механический и холистический. Первый вариант основан на теории коммуникации и речевых актов как способе выхода из состояния приватного ментального опыта. Второй вариант основан на попытке связать квантовую механику и специфику сознания. Третий вариант – панпсихизм как способ показать единство мира в его многообразии. В статье исследованы противоречия в онто-гносеологических построениях Джозефсона. Часть работ Б. Джозефсона вводится в оборот русскоязычной философии впервые.

Ключевые слова

сознание, квантовая механика, коммуникация, суперпозиция, эпистемология, панпсихизм.

С. 22-28

 

 

 Психологические науки 19.00.00

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЛИГИИ ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Воробьева К. И., Бадерко А. В            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-29-40

Аннотация. 

В статье дается теоретическое обоснование представлений о религии как составляющих структуры религиозного сознания. Приводятся результаты эмпирического исследования представлений о православной христианской религии воцерковленных и невоцерковленных людей. В исследовании применялся метод семантического дифференциала, позволяющий исследовать структуру значений в сознании испытуемых. В результате исследования установлены различия в представлениях о православной христианской религии воцерковленных и невоцерковленных людей.

Ключевые слова

психология религии, религиозное сознание, ценностно-смысловая сфера, представления о религии, православное христианство.

С. 29-40

 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Айгумова З. И                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-41-55

Аннотация. 

Статья посвящена изучению феномена «семейных ценностей» студенческой молодежи. Цель исследования – показать специфику семейных ценностей у современных девушек-студенток и женщин периода взрослости. Для достижения цели использованы диагностические методы: анкета «Семейные ценности» (С. С. Носов); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой, «Ценностный опросник» Ш. Шварца; статистический метод: метод ранговых оценок; критерий Т-Стьюдента для независимых выборок. Расчет данных осуществлялся средствами программ MS Excel, SPSS Statistics. Полученные результаты исследования среди девушек-студенток, с одной стороны, подтверждают данные предыдущих исследований о том, что превалируют индивидуалистические и профессиональные ценности, которые опосредуют ориентацию на эгалитаризацию и индивидуализацию семейных традиций, но, с другой стороны, демонстрируют и традиционность взглядов в отношении гендерной социализации.

Ключевые слова

семейные ценности, ценностные ориентации, студенческая молодежь, ранговая оценка, функции семьи, индивидуалистические ценности.

С. 41-55

 

открыть

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ МОНТЕССОРИ

Сумнительный К. Е., Палкина Т. В.,
Караева Т. И
.                                            
           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-56-64

Аннотация. 

В статье рассматривается вопрос, как педагогика Монтессори может способствовать раскрытию компонентов эмоционального интеллекта. Представлены некоторые материалы и принципы построения развивающей среды для ребенка от рождения до 14 месяцев, которые помогают ему строить свой эмоциональный интеллект, взаимодействуя со стимульным материалом в правильно организованном окружении. Показана роль педагогов и родителей в этом процессе.

Ключевые слова

педагогика Монтессори, эмоциональный интеллект, стимульный материал, развитие, психика, модель Рувена Бар-Она.

С. 56-64

 

 

 Педагогические науки 13.00.00 

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

«ЗАРЯ ПОСТКАПИТАЛИЗМА» И СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новиков С. Г.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-65-77

Аннотация. 

Нарождающаяся глобальная социокультурная реальность – посткапитализм – может принять облик общества, в котором открываются возможности для самореализации человека, но может оказаться миром, в котором произойдет разделение планеты на оазисы благосостояния и зоны нищеты. Будущее России в возникающей планетарной конструкции во многом зависит от того, сумеет ли отечественное образование сформировать субъекта, способного противостоять сегрегированию человечества и вытеснению России на периферию мир-системы.

Ключевые слова:

посткапитализм, стратегирование образования, Homo creator, Homo economicus.

С. 65-77

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Ветчинова М. Н.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-78-86

Аннотация. 

В настоящее время ведется активный поиск новых способов обучения и новых организационных форм образования, которые будут соответствовать социальной, экономической и технологической реальности XXI в. Предполагается, что существенным потенциалом для преобразования обучения обладает экосистемный подход к образованию, а образовательные экосистемы помогут решить некоторые из ключевых вопросов по подготовке молодого поколения к жизни в быстро меняющемся мире. В статье дан анализ экосистемного подхода к образованию, показана история его возникновения, представлены основные участники образовательной экосистемы, подчеркивается роль цифровой экосистемы как ее существенной составной части. Приводятся размышления как западных, так и российских лидеров по разработке инновационных образовательных систем о значимости экосистемного подхода и создания образовательных экосистем.

Ключевые слова:

экосистемный подход, образовательная экосистема, цифровая экосистема.

С. 78-86

 

открыть

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Неборский Е. В., Богуславский М. В.,
Наумова Т. А
.
                                                  
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-87-96

Аннотация. 

В статье представлена модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации высшего образования. Модель включает в себя виды педагогической деятельности: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение студентов в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Модель включает также методологическую рамку цифрового университета как интегративного феномена, интегрирующего в себя: цифровой формат, цифровую среду, цифровые ресурсы, цифровую платформу. Сформулированы условия преодоления противоречия между постиндустриальной природой процессов цифровизации и разработкой стратегий цифровой трансформации высшего образования в логике парадигмы индустриального общества.

Ключевые слова:

модель педагогической деятельности, цифровизация высшего образования, цифровой университет, политика цифровой трансформации.

С. 87-96

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ОПЫТОВ И СМЫСЛОВ: ТЬЮТОРСКИЙ КОНТЕКСТ

Мачехина О. Н., Ковалёва Т. М.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-97-108

Аннотация. 

Вопрос, вынесенный в наименование настоящей статьи, отражает дискуссии, разворачивающиеся в современной педагогической науке, идейным ядром которых выступают поиски новых путей и векторов развития школы и образования. Современная школа находится в таких условиях, которые требуют особых подходов для определения форм и перспектив ее развития. В обозримом будущем признаками заинтересованности в этом вопросе будет выступать усложнение требований, которые родители предъявляют к обучению своих детей и, как следствие, к школе, увеличение количества учеников с особенными потребностями и индивидуальной скоростью освоения материала, дальнейшая интеграция цифровой реальности в обучение и в образование в целом. Очевидно также, что компетентностный подход не до конца оправдал возлагаемые на него надежды. Одна из возможных парадигм, которая может прийти ему на смену, – «школа опытов и смыслов». Ее фундаментом выступает категория событийности. Именно событийность как форма не только совместной работы – сотрудничества, но совместного (со)бытия ученика и учителя и учеников между собой дает возможность наработать социальный опыт и сформировать личностные смыслы.

Ключевые слова:

школа опытов и смыслов, образовательная событийность, контекст, тьютор, тьюторское сопровождение, читательский конкурс, медиапроектирование.

С. 97-108

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ШКОЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИИ

Степанова Д. Ю.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-109-117

Аннотация. 

В предметном поле настоящей статьи отражается попытка рассмотрения вопросов организационно-педагогической деятельности первых отечественных государственных образовательных организаций, подготавливающих пенитенциарный персонал (надзирательский состав тюремного ведомства) в начале XX в. (1913–1916). Предлагается авторский взгляд относительно того, что условием устойчивого становления и развития профессиональной подготовки в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний России представляется педагогическое наследие, основанное на исторически обусловленных общественно-гуманитарных и государственных ценностях, культурологических идеалах и педагогических подходах, доказавших на практике свою эффективность. Накопленный организационно-педагогический опыт является прочным фундаментом для построения на нем современной образовательной системы профессиональной подготовки российского пенитенциарного ведомства. Делается вывод, что функционирование современных образовательных организаций ФСИН России базируется на педагогических принципах, выработанных в том числе на основе изучения вопросов подготовки пенитенциарного персонала в первых государственных школах (1913–1916). По мнению автора, рассматриваемые в статье школы для подготовки надзирательского состава в городах Санкт-Петербурге и Москве стали первыми реализованными на практике моделями государственных образовательных организаций для подготовки пенитенциарного персонала (надзирательского состава тюремного ведомства) в России.

Ключевые слова:

учебная программа, подготовка пенитенциарного персонала, образовательная организация, Московская школа, Санкт-Петербургская школа, тюремные надзиратели, тюремные надзирательницы, ФСИН России.

С. 109-117

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Петрова Л. А., Берестнева О. Г.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-118-125

Аннотация.  

В статье рассматривается феномен готовности к инновационной деятельности как условие становления конкурентоспособности личности. Обозначена значимость конкурентоспособности в контексте рассуждения об успешности специалиста на рынке труда. Анализ научной литературы позволил представить в статье типы готовности личности к инновационной деятельности. Выделены основные компоненты модели готовности к инновационной деятельности.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, готовность личности к реализации иннова­ционной деятельности, компоненты модели готовности к инновационной деятельности.

С. 118-125

 

открыть

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Вилкова А. В., Колесов В. И.,
Силенков В. И
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-126-132

Аннотация.  

В статье рассматриваются педагогические аспекты появления трудных школьников, имеющих сложности в обучении и поведении. Отмечается, что трудность в обучении, недостаточный учет индивидуальных психологических особенностей, зоны ближайшего развития, недостатки в организации учебно-воспитательной работы могут обуславливать недисциплинированность, неподчинение требованиям педагогов, нарушения правил внутреннего распорядка школы, а в перспективе асоциальное поведение. Обращается внимание на необходимость педагогически грамотного подхода в обучении и воспитании школьников, повышения уровня школьной успеваемости и успешности ученика, применения педагогической и психологической диагностики в работе с личностью ребенка.

Ключевые слова:

трудный ребенок, трудные дети, трудновоспитуемый, трудный возраст, отклонение в поведении, педагогическая и психологическая диагностика.

С. 126-132

  

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Яхтанигова Ж. М., Фатнева Е. А., Павленко О. А.,
Азаров В. А., Глушко С. А
.
                                 
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-133-141

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы организации деятельности региональной инновационной площадки по вопросам развития системы наставничества в системе общего образования. Наставничество является эффективным ресурсом кадровой технологии в общеобразовательной организации, позволяющей развивать профессиональный рост педагогов. Наставничество обеспечивает взаимосвязь развития профессиональных компетенций и персонификацию, что в совокупности гарантирует комплексный подход к каждому педагогу. В ходе реализации инновационного проекта «Наставничество – эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога» была разработана система поддержки субъектов инновационного процесса: - обучающихся через учебно-методические материалы, индивидуальные планы работы наставника с наставляемыми; - родителей через организацию системы оперативной педагогической поддержки, консультирования семьи ребенка по преодолению образовательных дефицитов; - педагогов через осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения: образовательные сайты, электронные журналы. Достижение положительных результатов инновационной деятельности стало возможным благодаря повышению уровня понимания педагогами значимости темы инновационного проекта осознания основных целей, результатов и способов их достижения. Проведенные исследования подтверждают высокую актуальность наставничества в вопросе профессионального роста педагогов общего образования. Работа будет представлять интерес для специалистов муниципальных органов управления образованием, методистов муниципальных методических служб, руководящих и педагогических работников, обучающихся общеобразовательных организаций.

Ключевые слова:

общеобразовательные организации, наставник, оценка профессиональных компетенций, профессиональный рост, методическое сопровождение, банк данных.

С. 133-141

  

открыть

ИЗУЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОЧНИКОВ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Милькевич О. А., Рябцев А. В.,
Батарева В. В
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-142-150

Аннотация.  

В статье представлены результаты теоретического изучения и апробации применения источников личного происхождения в контексте изучения Отечественной войны 1812 г. в преподавании школьного курса истории. Раскрыты значимость исторических источников в решении задач образовательной и воспитательной работы, классификация и особенности источников личного происхождения (фиксация информации о прошлом, об эпохе, выполнение социальной функции, отражение личных взглядов человека на собственную жизнь или историю своего времени в мемуарах, дневниках, автобиографиях, частной переписке), их возможности в учебной, внеурочной и воспитательной работе с обучающимися. Представленные в работе материалы и формы работы обучающихся с историческими источниками могут быть использованы в работе учителей истории в системе учебной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

исторические источники, источники личного происхождения, учебная деятельность, внеурочная деятельность.

С. 142-150

  

открыть

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Баркова Н. Н., Карпенко А. В.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-151-164

Аннотация.  

В статье рассматривается необходимость и возможность организации проектной деятельности студентов в рамках профессиональной педагогической подготовки, указываются возникающие в связи с этим проблемы, освещается круг вопросов по тематике, структуре проектов, роли педагога – руководителя проектов, приводятся конкретные примеры проектов будущих учителей-предметников средней школы.

Ключевые слова:

высшее профессиональное образование, проектная деятельность, педагогическая подготовка, профессиональная компетентность, руководство проектом, тематика проектов, структура и этапы проектной работы, индивидуальная образовательная траектория.

С. 151-164

 

открыть

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Колзина А. Г., Шихова О. Ф.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-165-173

Аннотация.  

Непрерывное повышение квалификации сотрудников остается актуальным направлением работы с персоналом на предприятиях в условиях рыночной экономики. Однако обучение во внешних учебных центрах и привлечение сторонних преподавателей не всегда учитывает специфику конкретного производства. Более целесообразной представляется подготовка внутрифирменных преподавателей из числа авторитетных специалистов, способных передать собственный профессиональный опыт и полученные знания. Авторы статьи представляют модель подготовки внутрифирменных преподавателей на промышленных предприятиях. Достоинством модели является то, что она учитывает индивидуальные особенности преподавателя, а также образовательные запросы предприятия, ориентирующегося на федеральную и региональную политику повышения производительности.

Ключевые слова:

внутрифирменное обучение, внутрифирменные преподаватели, преподавательские компетенции, андрагогика, профессионально-педагогическая компетенция, компоненты профессионально-педагогической компетенции, педагогическая экспертиза, бережливое производство.

С. 165-173

   

открыть

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В.,
Касаткина Д. А
.
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-174-189

Аннотация.  

Целью статьи является эмпирическое изучение готовности педагогов школ к формированию персональной позиции в отношении сохранения и укрепления здоровья и анализ возможностей повышения готовности педагогов к реализации задач, связанных с укреплением своего здоровья и здоровья обучающихся. Выявлены проблемные зоны в области готовности педагогов школ к формированию и реализации персональной позиции в отношении собственного здоровья и здоровья обучающихся, определены задачи, содержание и принципы проектирования дополнительной профессиональной программы для педагогов. Подтверждена актуальность задачи повышения готовности педагогов школ к формированию и реализации персональной позиции в отношении своего здоровья и здоровья обучающихся. Разработана и апробирована программа повышения готовности педагогов общеобразовательных организаций к выполнению задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья.

Ключевые слова:

здоровье, персональная позиция, готовность к деятельности, здоровый образ жизни.

С. 174-189

  
 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН

Бизяева Н. В., Козицына Ю. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-190-203

Аннотация.  

В статье представлены и обоснованы основные методологические подходы к организации учебно-исследовательской деятельности (далее – УИД), а также выявлена специфика УИД по математике младших школьников. Раскрыты теоретические и практические аспекты организации исследовательской деятельности по математике в начальной школе. Представлены конкретные материалы по организации УИД по математике для младших школьников в формате онлайн. Теоретическая часть отражает основные подходы и специфику УИД по математике младших школьников в формате онлайн. Практическая реализация теоретических положений продемонстрирована на примере темы «Исследовательская задача-расчет». Статья обосновывает целесообразность системного внедрения компонентов исследовательской деятельности в курс математики начальной школе.

Ключевые слова:

математика, образовательный процесс, учебно-исследовательская деятельность, онлайн-формат, педагогические технологии.

С. 190-203

 

открыть

МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Кальницкая И. В., Максимочкина О. В.         DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-204-218

Аннотация.  

В обществе информации и знаний, где цифровые технологии стремительно развиваются и глубоко проникают в нашу жизнь, дискуссия о цифровой компетентности стала сегодня острой темой. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современной модели цифровой компетенции студентов, поскольку это является необходимым условием их успешного включения в цифровую среду. Цель исследования заключается в определении компонентного состава модели цифровой компетенции студентов. В статье представлено авторское видение модели цифровой компетенции студентов, включающей три компонента: теоретический, деятельностный и оценочный, раскрыто содержательное наполнение теоретического компонента модели. Для конкретизации систематизирующих компонентов модели цифровой компетенции студентов был проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований в рамках изучаемой проблемы. Результаты исследования могут быть использованы для концептуализации цифровой образовательной среды университетов.

Ключевые слова:

модель цифровой компетенции, цифровая компетенция, цифровые технологии, цифровой университет, цифровой преподаватель, цифровой студент.

С. 204-218

 

открыть

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

Сакулина Ю. В., Ионова Е. Б.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-219-227

Аннотация.  

Статья посвящена обсуждению проблем и преимуществ использования кейс-технологий в образовательном процессе. Внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы жизненно необходим как самим учебным заведениям, так и в первую очередь студентам, выпускникам, которые будут в дальнейшем конкурентоспособными, то есть востребованными на рынке труда. Система образования на сегодняшний день претерпевает изменения в структуре обучения в высшем профессиональном звене, практически каждый год меняется не только структура образования, меняются подходы и методы в обучении различным дисциплинам. Таким образом, каждая компетенция может быть представлена через индикаторы знаний, умений и навыков. Методы кейс-технологий могут применяться на различных этапах обучения, в различных учебных учреждениях. Они приобретают все большую популярность, так как позволяют моделировать реальную практическую ситуацию в игровой исследовательской форме. При этом использование комбинации традиционных методов обучения и методов кейс-технологий отвечают существующим требованиям, использования инновационных методов обучения. Ценность кейс-технологии заключается в том, что она позволяет успешно формировать у студентов не только конкретные профессиональные компетенции, определенные ФГОС, по специальности, но и комплекс общих компетенций, необходимых любому специалисту, в том числе в наборе индикаторов сформированности компетенций и показателей успешности достижения результатов обучения.

Ключевые слова:

кейс-метод, индикатор, компетенции, юриспруденция, показатели, технология.

С. 219-227

 

открыть

МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Иванова Е. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-228-241

Аннотация.  

Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что традиционные методики обучения иностранным языкам не всегда дают необходимые для будущей профессиональной деятельности результаты, что может быть связано с тем, что у каждого поступающего в вуз студента свой багаж знаний, свои возможности усвоения материала. В свете этого применение адаптивных технологий является одним из путей совершенствования процесса очного преподавания иностранных языков в технологическом вузе. Предлагаемая модель адаптивного подхода представляет собой не электронную адаптивную систему, которыми в основном занимались исследователи, а модифицированную традиционную учебную программу, рассчитанную на три разных уровня подготовки обучающихся.

Ключевые слова:

адаптивные системы, адаптивный подход, обучение иностранному языку в технологическом вузе, тестирование.

С. 228-241

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Абрамова И. В., Неволина О. А.              DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-242-255

Аннотация.  

Актуальность исследования основывается на том, что необходимость обучения в дистанционном режиме требует от преподавателя вуза специальной работы по повышению качества образования в условиях пандемии. Представленная статья посвящена решению проблемы: каковы мероприятия по адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в условиях дистанционного обучения? Основные мероприятия по адаптации студентов первого курса имеют универсальную структуру, могут использоваться преподавателями разных направлений подготовки студентов и дополняться специфическими профессиональными средствами обучения. В качестве показателей эффективности мероприятий по адаптации студентов первого курса учитывается способность придавать учебному процессу желательное для себя направление и адаптировать субъективные и объективные окружающие условия для успешного образовательного процесса; удовлетворенность личностного деятельного аспекта пребывания в новой социальной роли – студент вуза; адаптация продуктивной деятельности и желания самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал; оптимальное психоэмоциональное состояние при общении с преподавателями. В статье рассматриваются традиционные и разработанные авторами мероприятия по адаптации студентов первого курса.

Ключевые слова:

адаптация студентов, виды адаптации студентов, проблемы адаптации студентов, мероприятия по адаптации студентов первого курса, показатели успешной адаптации студентов, дистанционное обучение, преимущества дистанционного обучения, перспективы дистанционного обучения.

С. 242-255

 

открыть

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кубрак Н. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-256-270

Аннотация.  

В статье описана методика развития медиа-информационной грамотности (МИГ) педагога-библиотекаря с использованием дистанционных образовательных технологий и результаты ее апробации. Методика апробирована в рамках реализации программы повышения квалификации для педагогов-библиотекарей. В итоге результаты апробации подтвердили, что использование методики и соблюдение условий ее реализации при обучении позволяет результативно развивать уровень МИГ. Методика может быть применима в других областях, так как МИГ является универсальной компетенцией.

Ключевые слова:

цифровая среда, педагог-библиотекарь, медиа-информационная грамотность, дистанционное обучение, методика.

С. 256-270

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ

Кузнецова В. И.                                             DOI10.31862/2218-8711-2022-4-271-278

Аннотация.  

В статье рассматривается формирование виртуальной среды Рунета с целью выявления характерных черт речевой культуры пользователей в ней. Исследуется хронология развития методики преподавания РКИ в сетевом пространстве и определяется взаимосвязь виртуальных речевых жанров и традиционных. На основе анализа теории вторичной языковой личности сформулирована концепция вторичной виртуальной языковой личности и описано ее применение в методике преподавания РКИ.

Ключевые слова:

виртуальная сетевая среда, вторичная языковая личность, развитие Рунета, виртуальная языковая личность, дистанционное образование, методика преподавания РКИ.

С. 271-278